Муниципальное учреждение
"Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи"
города Магнитогорска.


Главная Об организации Профессиональные объединения
Для школьников Для родителей Для педагогов

Апрель 2024 (17)
Март 2024 (8)
Февраль 2024 (4)
Январь 2024 (14)
Декабрь 2023 (3)
Ноябрь 2023 (6)



Родителям на заметку

Игры и упражнения на развития логического мышления у детей с задержкой психического развития.

У детей с задержкой психического развития (ЗПР) наблюдается отставание в развитии всех видов мышления (наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического). Наиболее существенно отстает по сравнению с нормотипичными сверстниками развитие словесно-логического (логического) мышления. Это связано с недостатками речевого развития (несформированностью обобщающей функции слова) и с незрелостью мыслительных операций: анализом, синтезом, обобщением, исключением, группировкой, сравнением.

Ребенок более успешно действует с конкретными понятиями, может выполнить обобщение реальных объектов и видовых понятий. Осуществление суждений и умозаключений нередко недоступны детям с ЗПР даже при наличии помощи.

Развивать мыслительные операции можно не только в условиях специально организованного обучения и коррекции, но и в играх, упражнениях, не требующих создания определенных условий, подготовки, но обладающих эмоциональной составляющей, т.к. ребенок погружается и игровую (а не учебную) ситуацию, что, несомненно, активизирует его потенциальные когнитивные и речевые возможности.

Варианты игр:

Игра «Антонимы-синонимы

Ход игры: дети стоят в кругу. Взрослый бросает любому игроку мяч и называет слово, например «тихий». Ребенок возвращает мяч и произносит слово с противоположным значением «громкий».

Аналогично можно играть

- с синонимами (веселый-радостный, дом-здание, большой-огромны);

- с омонимами (клуб дыма - клуб собаководов);

- с отглагольными существительными (бег-бежать, стук-стучать);

- со словосочетаниями (красивый –дом, быстро – бежать);

-с государствами и столицами (Китай-Пекин);

-с животными и их детенышами (корова-теленок).

Игра «Строим дом»

Ход игры: игра учит группировать предметы по назначению. Ведущий –взрослый или старший ребенок. Карточки с разными предметными картинками делятся на всех игроков.

Ведущий: «тили-тили-тили-бом, начинаем строить дом»! Первый этаж – «кухня». Все игроки выкладывают предметы, которые могут быть на кухне. Аналогично выстаиваются следующие этажи – «ванна», «спальня», «гостиная»…В ходе игры дети беседуют о соотнесенности предмета с помещением, обозначая его необходимость, т.е. назначение.

Игра «Один. Два.Три»

Ход игры: первый из играющих выбирает из набора карточек ту, на которой изображено что-то «одно» (это может быть часть предмета), например: у гриба одна ножка, следующий игрок кладет карточку, где есть чего-то «два» - два уха у котенка.

 Игра «Тайны двойного»

Ход игры: если ребенок знаком с антонимами, ему легче включиться в игру. Берутся два понятия, например: «мокрый» и «сухой». Предлагается подобрать предметы, явления, которые могут быть одновременно мокрыми и сухими (лодка, лист обувь, одежда…)

Горячий и холодный –утюг, батарея, лампа.

Игра «Загадка перевертыш»

Ход игры: сначала игроки договариваются о теме, которая будут служить основой для загадок. Например, тема «животные».

Домашнее животное (значит дикое)

Шерсти нет (значит длинная шерсть)

Хвост длинный (значит короткий)

Всю зиму ведет активный образ жизни (значит спит зимой)

Любит соленое (значит любит сладкое)

Кто это? – Медведь

 Игра «Аукцион»

Ход игры: ведущий педагог или старший ребенок. Он предлагает играть по правилам аукциона - назвать как можно больше предметов, которые могут быть охарактеризованы словом, например, «круглый». Слова следует называть по одному и дожидаясь своей очереди –знака ведущего аукциона. Победителем считается тот, кто назвал последнее слово.

Игра «Угадай предмет по признакам»

Ход игры: ведущий называет несколько признаков предмета, игроки угадывают его.

Желтые, красные, осенние….

Холодный, белый, пушистый…

Серый, зубастый, голодный….

Высокий, девятиэтажный, кирпичный….

 

Консультация для педагогов родителей детей с ОВЗ

подготовила учитель-дефектолог МУ ЦППМСП г. Магнитогорска

Чабан Л.В., февраль 2023 г.

22-02-2023, 13:47 / Автор: NosovaLera / Комментариев: 0 /


Главная Контакты Статистика сайта Админ-центр