К вопросу об организации деятельности логопеда
дошкольного логопедического пункта
Формирование правильной речи ребёнка – одна из основных задач дошкольного образования. Анализ практической ситуации за последние несколько лет свидетельствует о ежегодном увеличении количества дошкольников, нуждающихся в логопедической помощи. В связи с этим, перед специалистами дошкольного образовательного учреждения встаёт проблема создания оптимальных психолого – педагогических условий для полноценного речевого развития детей. Одним из направлений её решения становится организация единого речевого режима для воспитанников, основная цель которого – профилактика отклонений в речевом развитии дошкольников.
Для развития речи ребёнка, посещающего дошкольное образовательное учреждение и большую часть дня находящегося в коллективе, особую значимость приобретает правильная, адекватная его восприятию речь педагогов ДДУ.
Для создания оптимальных условий речевого развития необходимо формирование педагогами единых требований к речи воспитанников, адекватных их речевым возможностям. Реализация данного условия становится возможной на основе тщательного углубленного изучения состояния речи каждого ребёнка.
Организационная и содержательная сторона деятельности дошкольного логопедического пункта в определённой степени синтезируют элементы работы логопеда поликлиники и учителя – логопеда дошкольной группы для детей с нарушениями речи, но имеют свои особенности.
В программе общеобразовательного дошкольного учреждения не предусмотрено специально отведённого времени для занятий с логопедом.
На логопедический пункт зачисляются дети из разных возрастных групп.
Состав детей на логопедическом пункте отличается большим разнообразием по структуре и степени выраженности их речевых дефектов в пределах даже одной возрастной группы, что ведёт к увеличению сроков коррекционной работы.
Поэтому в течение учебного года дети выводятся не всей зачисленной группой, а индивидуально, по мере исправления речевого нарушения. Таким образом, состав детей представляет собой открытую и подвижную систему.
Коррекционно–речевой и дошкольный образовательный процессы должны быть органически взаимосвязаны. При большом количестве детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи одному учителю – логопеду решить задачу полной коррекции их речевых нарушений невозможно без вовлечения в эту работу родителей и специалистов ДДУ. Хотя включение педагогов требует больших усилий логопеда, поскольку педагоги общеобразовательных групп не получают надбавки за ведение коррекционной работы, работают с группой не в 12 – 15, а в 25 – 30 детей.
В дошкольном возрасте большое внимание уделяется формированию правильного произношения звуков. Чёткое, верное произношение необходимо для уверенного общения ребёнка со сверстниками и взрослыми, гармонического развития и дальнейшего обучения.
Наличие логопункта в ДОУ – пример инклюзивного обучения, поскольку при этой форме логопедической помощи дошкольники значительную часть времени проводят среди нормально развивающихся сверстников.
Помощь ребёнку в условиях логопункта мало эффективна, если в неё не вовлечены родители воспитанников и воспитатели групп.
Бесспорно, ключевые позиции в организации коррекционно – речевой работы в ДОУ принадлежат логопеду, деятельности которого оказываются присущи достаточно широкие и разнообразные функции:
диагностическая,профилактическая,коррекционно – педагогическая,организационно –
методическая,контрольно – оценочная.
Однако не следует забывать и о достаточно сильном потенциале других участников коррекционного процесса – педагогическом коллективе, родителях и, наконец, самого ребёнка, которые существенным образом могут влиять на сроки и результаты логопедической работы, а в конечном итоге определяют эффективность инклюзивного обучения.
В диагностическую функцию учителя- логопеда входит тщательное обследование всего контингента воспитанников дошкольного образовательного учреждения, выявление детей, нуждающихся в помощи логопеда, формирование очередности зачисления детей на логопункт.
С итогами обследования знакомятся воспитатели и родители. Используя полученные данные, учитель-логопед определяет индивидуальные задачи развития звукопроизношения каждого дошкольника, этапы, последовательность и содержание коррекционно – воспитательной работы для каждого ребёнка или подгрупп детей.
После обследования учитель-логопед разбивает зачисленных детей на подгруппы в зависимости от структуры нарушения речи. Подгруппы эти не стабильны, подвижны, так как у всех детей разные сроки постановки, автоматизации звуков.
Практика показывает, что для нормализации речи детей с фонетическим недоразвитием необходимо от полутора до шести месяцев, тогда как работа с дошкольниками, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи, обычно продолжается в течение целого учебного года и более.
Все дети, завершившие курс занятий, должны оставаться в поле зрения логопеда, чтобы при необходимости оказать консультативную помощь им и родителям. На освободившиеся места зачисляются другие дети и тем самым «запускается» очередной «виток» алгоритма коррекционно-педагогического процесса, когда уже другие дети, педагоги, родители последовательно проходят с логопедом через все его этапы.
При зачислении детей учитывается характер, степень тяжести речевых нарушений, возраст детей. В первую очередь оказывается коррекционная помощь старшим дошкольникам с теми нарушениями речевого развития, которые будут препятствовать их успешному обучению в школе.
Количество детей, постоянно занимающихся на логопункте 20-25 человек, за учебный год обучение проходят 30-35 детей. Для оптимизации работы детей, имеющих сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения на этапе автоматизации и дифференциации звуков объединяют в подгруппы (5-6 человек) или подвижные микрогруппы (2-3 ребенка). Продолжительность подгрупповых занятий – 10-20 минут, индивидуальных – 10-20 минут. Частота их проведения определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, индивидуальными психофизическими особенностями детей.С каждой подгруппой планируются занятия не реже двух-трех раз в неделю, в отдельных случаях ежедневно (особенно в начальном периоде).
Большое внимание уделяется работе с воспитателями детей, зачисленных на логопункт. Они имеют возможность ежедневно и достаточно продолжительное время общаться с детьми. Как вариант работы по автоматизации, дифференциации правильного звукопроизношения может быть выделено закрепление за каждым из воспитателей группы детей со сходными дефектами.
Например, один воспитатель курирует детей с дефектами произношения шипящих и свистящих звуков, а другой – с дефектами сонорных.
Среди родителей существует иллюзия о возможности магического «волшебного» разрешения всех проблем ребёнка только в результате посещения им коррекционных занятий. Какие бы значительные позитивные изменения в речи детей ни происходили на занятиях с учителем – логопедом, они приобретут значение лишь при условии их переноса в реальную жизненную ситуацию. Никакая позитивная речевая динамика в ходе логопедического воздействия не сможет привести к достижению ожидаемого эффекта, если изменения в речевом развитии ребёнка не находят отклика, понимания, оценки у воспитателей группы и родителей, если значимые, авторитетные, любимые близкие не видят истинного смысла этих изменений.
Взрослые в известной мере привыкают к речи своих детей и не замечают недочётов, а поэтому и не помогают им усваивать правильную речь. Следует показать родителям, как важно правильно формировать речь детей, показать им, в чём состоит логопедическая работа, подчеркнуть полезность разумных требований к ребёнку, необходимость закрепления достигнутого в детском саду.
В сентябре – октябре месяцах проводится подготовительная работа по подготовке артикуляционного аппарата, по развитию дыхания, мелкой моторики рук, по развитию фонематического слуха. Затем идёт этап постановки звука и автоматизации звука в слогах, словах и фразовой речи. У каждого ребёнка свои, индивидуальные возможности. У кого-то получается с первых занятий, кому–то поставить нарушенный звук стоит больших трудов и значительного времени. Но каждый ребёнок нуждается во внимательном отношении на этапе автоматизации звука. Необходимо учить детей слышать и в повседневной речи поставленный звук и правильно им пользоваться. На занятиях у логопеда дети быстро привыкают к требованиям, к лексическому материалу, и неплохо «контролируют» свою речь. Но при переходе к общению в группе или с родителями не следят за речью. Поэтому необходимо донести до каждого воспитателя и родителей успех ребёнка. Воспитатели групп должны контролировать речь детей во время своих занятий и режимных моментов, способствовать автоматизации поставленных или исправленных учителем – логопедом звуков, развивать мелкую и артикуляционную моторику, фонематическое восприятие, формировать первоначальные навыки звукового анализа и синтеза, расширять словарный запас, совершенствовать грамматический строй и связную речь.
Проводимая воспитателями и родителями грамотная работа с детьми, имеющими недостатки в речевом развитии, имеет огромное, часто решающее, значение в эффективности всей логопедической работы.
Консультация для родителей детей с ОВЗ
Подготовила учитель-логопед МУ ЦППМСП
Дори С.С.
октябрь, 2022 г.