Муниципальное учреждение
"Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи"
города Магнитогорска.


Главная Об организации Профессиональные объединения
Для школьников Для родителей Для педагогов

Апрель 2024 (21)
Март 2024 (8)
Февраль 2024 (4)
Январь 2024 (14)
Декабрь 2023 (3)
Ноябрь 2023 (6)



Родителям детей с ОВЗ

К вопросу об организации деятельности логопеда

дошкольного логопедического пункта

Формирование правильной речи ребёнка – одна из основных задач дошкольного образования. Анализ практической ситуации за последние несколько лет свидетельствует о ежегодном увеличении количества дошкольников, нуждающихся в логопедической помощи. В связи с этим, перед специалистами дошкольного образовательного учреждения встаёт проблема создания оптимальных психолого – педагогических условий для полноценного речевого развития детей. Одним из направлений её решения становится организация единого речевого режима для воспитанников, основная цель которого – профилактика отклонений в речевом развитии дошкольников.

Для развития речи ребёнка, посещающего дошкольное образовательное учреждение и большую часть дня находящегося в коллективе, особую значимость приобретает правильная, адекватная его восприятию речь педагогов ДДУ.

Для создания оптимальных условий речевого развития необходимо формирование педагогами единых требований к речи воспитанников, адекватных их речевым возможностям. Реализация данного условия становится возможной на основе тщательного углубленного изучения состояния речи каждого ребёнка.

Организационная и содержательная сторона деятельности дошкольного логопедического пункта в определённой степени синтезируют элементы работы логопеда поликлиники и учителя – логопеда дошкольной группы для детей с нарушениями речи, но имеют свои особенности.

В программе общеобразовательного дошкольного учреждения не предусмотрено специально отведённого времени для занятий с логопедом.

На логопедический пункт зачисляются дети из разных возрастных групп.

Состав детей на логопедическом пункте отличается большим разнообразием по структуре и степени выраженности их речевых дефектов в пределах даже одной возрастной группы, что ведёт к увеличению сроков коррекционной работы.

Поэтому в течение учебного года дети выводятся не всей зачисленной группой, а индивидуально, по мере исправления речевого нарушения. Таким образом, состав детей представляет собой открытую и подвижную систему.

Коррекционно–речевой и дошкольный образовательный процессы должны быть органически взаимосвязаны. При большом количестве детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи одному учителю – логопеду решить задачу полной коррекции их речевых нарушений невозможно без вовлечения в эту работу родителей и специалистов ДДУ. Хотя включение педагогов требует больших усилий логопеда, поскольку педагоги общеобразовательных групп не получают надбавки за ведение коррекционной работы, работают с группой не в 12 – 15, а в 25 – 30 детей.

В дошкольном возрасте большое внимание уделяется формированию правильного произношения звуков. Чёткое, верное произношение необходимо для уверенного общения ребёнка со сверстниками и взрослыми, гармонического развития и дальнейшего обучения.

 

Наличие логопункта в ДОУ – пример инклюзивного обучения, поскольку при этой форме логопедической помощи дошкольники значительную часть времени проводят среди нормально развивающихся сверстников.

Помощь ребёнку в условиях логопункта мало эффективна, если в неё не вовлечены родители воспитанников и воспитатели групп.

Бесспорно, ключевые позиции в организации коррекционно – речевой работы в ДОУ принадлежат логопеду, деятельности которого оказываются присущи достаточно широкие и разнообразные функции:

диагностическая,профилактическая,коррекционно – педагогическая,организационно –

методическая,контрольно – оценочная.

Однако не следует забывать и о достаточно сильном потенциале других участников коррекционного процесса – педагогическом коллективе, родителях и, наконец, самого ребёнка, которые существенным образом могут влиять на сроки и результаты логопедической работы, а в конечном итоге определяют эффективность инклюзивного обучения.

В диагностическую функцию учителя- логопеда входит тщательное обследование всего контингента воспитанников дошкольного образовательного учреждения, выявление детей, нуждающихся в помощи логопеда, формирование очередности зачисления детей на логопункт.

С итогами обследования знакомятся воспитатели и родители. Используя полученные данные, учитель-логопед определяет индивидуальные задачи развития звукопроизношения каждого дошкольника, этапы, последовательность и содержание коррекционно – воспитательной работы для каждого ребёнка или подгрупп детей.

После обследования учитель-логопед разбивает зачисленных детей на подгруппы в зависимости от структуры нарушения речи. Подгруппы эти не стабильны, подвижны, так как у всех детей разные сроки постановки, автоматизации звуков.

Практика показывает, что для нормализации речи детей с фонетическим недоразвитием необходимо от полутора до шести месяцев, тогда как работа с дошкольниками, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи, обычно продолжается в течение целого учебного года и более.

Все дети, завершившие курс занятий, должны оставаться в поле зрения логопеда, чтобы при необходимости оказать консультативную помощь им и родителям. На освободившиеся места зачисляются другие дети и тем самым «запускается» очередной «виток» алгоритма коррекционно-педагогического процесса, когда уже другие дети, педагоги, родители последовательно проходят с логопедом через все его этапы.

При зачислении детей учитывается характер, степень тяжести речевых нарушений, возраст детей. В первую очередь оказывается коррекционная помощь старшим дошкольникам с теми нарушениями речевого развития, которые будут препятствовать их успешному обучению в школе.

Количество детей, постоянно занимающихся на логопункте 20-25 человек, за учебный год обучение проходят 30-35 детей. Для оптимизации работы детей, имеющих сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения на этапе автоматизации и дифференциации звуков объединяют в подгруппы (5-6 человек) или подвижные микрогруппы (2-3 ребенка). Продолжительность подгрупповых занятий – 10-20 минут, индивидуальных – 10-20 минут. Частота их проведения определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, индивидуальными психофизическими особенностями детей.С каждой подгруппой планируются занятия не реже двух-трех раз в неделю, в отдельных случаях ежедневно (особенно в начальном периоде).

Большое внимание уделяется работе с воспитателями детей, зачисленных на логопункт. Они имеют возможность ежедневно и достаточно продолжительное время общаться с детьми. Как вариант работы по автоматизации, дифференциации правильного звукопроизношения может быть выделено закрепление за каждым из воспитателей группы детей со сходными дефектами.

Например, один воспитатель курирует детей с дефектами произношения шипящих и свистящих звуков, а другой – с дефектами сонорных.

Среди родителей существует иллюзия о возможности магического «волшебного» разрешения всех проблем ребёнка только в результате посещения им коррекционных занятий. Какие бы значительные позитивные изменения в речи детей ни происходили на занятиях с учителем – логопедом, они приобретут значение лишь при условии их переноса в реальную жизненную ситуацию. Никакая позитивная речевая динамика в ходе логопедического воздействия не сможет привести к достижению ожидаемого эффекта, если изменения в речевом развитии ребёнка не находят отклика, понимания, оценки у воспитателей группы и родителей, если значимые, авторитетные, любимые близкие не видят истинного смысла этих изменений.

Взрослые в известной мере привыкают к речи своих детей и не замечают недочётов, а поэтому и не помогают им усваивать правильную речь. Следует показать родителям, как важно правильно формировать речь детей, показать им, в чём состоит логопедическая работа, подчеркнуть полезность разумных требований к ребёнку, необходимость закрепления достигнутого в детском саду.

В сентябре – октябре месяцах проводится подготовительная работа по подготовке артикуляционного аппарата, по развитию дыхания, мелкой моторики рук, по развитию фонематического слуха. Затем идёт этап постановки звука и автоматизации звука в слогах, словах и фразовой речи. У каждого ребёнка свои, индивидуальные возможности. У кого-то получается с первых занятий, кому–то поставить нарушенный звук стоит больших трудов и значительного времени. Но каждый ребёнок нуждается во внимательном отношении на этапе автоматизации звука. Необходимо учить детей слышать и в повседневной речи поставленный звук и правильно им пользоваться. На занятиях у логопеда дети быстро привыкают к требованиям, к лексическому материалу, и неплохо «контролируют» свою речь. Но при переходе к общению в группе или с родителями не следят за речью. Поэтому необходимо донести до каждого воспитателя и родителей успех ребёнка. Воспитатели групп должны контролировать речь детей во время своих занятий и режимных моментов, способствовать автоматизации поставленных или исправленных учителем – логопедом звуков, развивать мелкую и артикуляционную моторику, фонематическое восприятие, формировать первоначальные навыки звукового анализа и синтеза, расширять словарный запас, совершенствовать грамматический строй и связную речь.

Проводимая воспитателями и родителями грамотная работа с детьми, имеющими недостатки в речевом развитии, имеет огромное, часто решающее, значение в эффективности всей логопедической работы.

Консультация для родителей детей с ОВЗ

Подготовила учитель-логопед МУ ЦППМСП

Дори С.С.

октябрь, 2022 г.

27-03-2023, 13:22 / Автор: NosovaLera / Комментариев: 0 /


Главная Контакты Статистика сайта Админ-центр