Муниципальное учреждение
"Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи"
города Магнитогорска.


Главная Об организации Профессиональные объединения
Для школьников Для родителей Для педагогов

Апрель 2024 (21)
Март 2024 (8)
Февраль 2024 (4)
Январь 2024 (14)
Декабрь 2023 (3)
Ноябрь 2023 (6)



Родителям на заметку.

Речевые игры по дороге домой.

Многие родители считают, что у них нет времени заниматься с ребёнком. На самом деле оно у вас есть! В речевые игры можно играть по дороге в детский сад, во время прогулки, во время приготовления ужина и т.д. Для этого не требуется никакого оборудования и пособия. Нужен только богатый родительский опыт, изобретательность и готовность с пользой и удовольствием провести время вместе со своим ребенком.

Вот, например, по дороге в детский сад или домой можно не только расспросить ребенка о прошедшем дне, занятиях, которые ему понравились, его удачах и неудачах, обсудить то, что ребенку интересно, но и поиграть с ним. 

Дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что они учатся, хотя им приходится сталкиваться с трудностями при решении задач, поставленных в игровой форме.

Развитие речи тесно связано с развитием мышления ребенка, с уровнем его знаний об окружающем мире. Речевые игры развивают мышление, гибкость ума, внимание, память, воображение, языковое чутьё, знакомят со свойствами предметов, окружающим миром, дают бесценный опыт общения ребенка и взрослого.

Вот несколько примеров интересных и полезных игр, в которые можно играть возвращаясь домой из детского сада:

  • «Отгадай слово»

Предложите ребенку отгадать слово, которое вы задумали, пользуясь подсказками. Например, кирпичный, высокий, многоэтажный (дом).

Едет, имеет четыре колеса, возит пассажиров (автобус), и т.д.

  • «Назови ласково»

Взрослый называет предмет, а ребёнок этот предмет должен назвать ласково. Например, кошка – кошечка, чашка – чашечка и т.д.

  • Игра «Один – много».

Например, сорока – сороки, берёза - берёзы, машина –машины и т.д.

  • «Посчитай до 5»

Например, одна машина, две машины…. пять машин...;

один дом, два дома….пять домов… и т.д.

  • «Назови одним словом»

Взрослый называет несколько слов и предлагает ребёнку назвать их одним словом.

Например, помидоры, тыква, кабачок, огурец (овощи).

Банан, яблоко, груша, апельсин (фрукты).

Стол, стул, диван, кровать (мебель).

Стакан, блюдце, тарелка, кастрюля (посуда).

  • «Что лишнее»

Взрослый произносит три- четыре слова, а ребёнок называет лишнее и объясняет почему.

Например, стул, стол, диван, шапка (шапка не мебель).

Куртка, сапоги, свитер, платье (сапоги не одежда) и т.д.

  • «Какого цвета?»

1 вариант:  

Предложите ребенку назвать предметы красного (зеленого, жёлтого, оранжевого, синего, голубого, фиолетового) цвета. Например, красный- помидор, пожарная машина, сигнал светофора и т.д.

2 вариант:  

Взрослый предлагает ребенку посмотреть вокруг и назвать предметы красного цвета, которые он видит. Это могут быть машины, дома, одежда людей и др. 

  • «Предметы одной формы»

Взрослый и ребенок по очереди называют предметы круглой (квадратной, треугольной и т. п.) формы.

  • «Из чего какое?»

Сок из яблок – яблочный, а из груш? Слив?

Дом из кирпича – какой?

Стакан из стекла?

Крепость из снега?

Шапка из меха?

Книга из бумаги, одеяло из шерсти и т.д.

  • «Какой? Какая?»

  Ребенку нужно подобрать как можно больше признаков к предмету. Например, снег (какой?) – белый, пушистый, липкий, рыхлый, мокрый, блестящий…;

Лиса (какая?)…, белка (какая?)…, заяц (какой?)….

  • Игра «Кто, что делает?»

Задача ребенка придумать как можно больше слов к слову. Например, кошка - мяукает, бежит, прыгает, шипит...

Машина - едет, гудит, везет грузы... и т.д.

  • «Кто где живет?»

Например, кто живет в дупле? (белка).

Кто живет в будке? (собака).

Кто живет в норе? (лиса).

Кто живет в берлоге? (медведь).

Кто живет в гнезде? (птицы).

  • «Кто у кого?»

  У лисы – лисята, а у волка, собаки, свиньи, овцы…

  • «Чей хвост (голова, ухо, глаза)?»

  Например, хвост медведя, чей хвост? (медвежий.) Ухо медведя, чье ухо? (медвежье), а у утки, у собаки, у козы, и т.д.

  • «Отгадай предмет по названию его частей»

Кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы (грузовик).

Ствол, ветки, сучья, листья, кора, корни (дерево).

Хвост, крылья, перья, клюв (птица).

Крылья, хвост, кабина, мотор (самолет).

  • «Цепочка слов»

Называть по очереди слова, начинающиеся на последний звук предыдущего слова. Например, сова – апельсин – носок – кот.

  • «Похлопай, как я»

Взрослый отхлопывает сначала простые ритмы, затем можно посложнее. Ребенок слушает и старается их воспроизвести.

Обязательно читайте ребенку книги каждый день (хотя бы перед сном) и объясняйте ему все обороты речи и слова, которые ему могут быть не понятны.

Все предложенные игры и упражнения для развития речи дошкольников не требуют специального образования и знаний. Главное – иметь желание помочь своему ребенку. Для достижения положительного результата, необходимо играть ежедневно.

Материал подготовил учитель-логопед МУ "ЦППМСП" Овчаренко Т.В.

23-10-2023, 13:03 / Автор: NosovaLera / Комментариев: 0 /


Главная Контакты Статистика сайта Админ-центр