Речевые игры по дороге домой.
Многие родители считают, что у них нет времени заниматься с ребёнком. На самом деле оно у вас есть! В речевые игры можно играть по дороге в детский сад, во время прогулки, во время приготовления ужина и т.д. Для этого не требуется никакого оборудования и пособия. Нужен только богатый родительский опыт, изобретательность и готовность с пользой и удовольствием провести время вместе со своим ребенком.
Вот, например, по дороге в детский сад или домой можно не только расспросить ребенка о прошедшем дне, занятиях, которые ему понравились, его удачах и неудачах, обсудить то, что ребенку интересно, но и поиграть с ним.
Дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что они учатся, хотя им приходится сталкиваться с трудностями при решении задач, поставленных в игровой форме.
Развитие речи тесно связано с развитием мышления ребенка, с уровнем его знаний об окружающем мире. Речевые игры развивают мышление, гибкость ума, внимание, память, воображение, языковое чутьё, знакомят со свойствами предметов, окружающим миром, дают бесценный опыт общения ребенка и взрослого.
Вот несколько примеров интересных и полезных игр, в которые можно играть возвращаясь домой из детского сада:
-
«Отгадай слово»
Предложите ребенку отгадать слово, которое вы задумали, пользуясь подсказками. Например, кирпичный, высокий, многоэтажный (дом).
Едет, имеет четыре колеса, возит пассажиров (автобус), и т.д.
-
«Назови ласково»
Взрослый называет предмет, а ребёнок этот предмет должен назвать ласково. Например, кошка – кошечка, чашка – чашечка и т.д.
-
Игра «Один – много».
Например, сорока – сороки, берёза - берёзы, машина –машины и т.д.
-
«Посчитай до 5»
Например, одна машина, две машины…. пять машин...;
один дом, два дома….пять домов… и т.д.
-
«Назови одним словом»
Взрослый называет несколько слов и предлагает ребёнку назвать их одним словом.
Например, помидоры, тыква, кабачок, огурец (овощи).
Банан, яблоко, груша, апельсин (фрукты).
Стол, стул, диван, кровать (мебель).
Стакан, блюдце, тарелка, кастрюля (посуда).
-
«Что лишнее»
Взрослый произносит три- четыре слова, а ребёнок называет лишнее и объясняет почему.
Например, стул, стол, диван, шапка (шапка не мебель).
Куртка, сапоги, свитер, платье (сапоги не одежда) и т.д.
-
«Какого цвета?»
1 вариант:
Предложите ребенку назвать предметы красного (зеленого, жёлтого, оранжевого, синего, голубого, фиолетового) цвета. Например, красный- помидор, пожарная машина, сигнал светофора и т.д.
2 вариант:
Взрослый предлагает ребенку посмотреть вокруг и назвать предметы красного цвета, которые он видит. Это могут быть машины, дома, одежда людей и др.
-
«Предметы одной формы»
Взрослый и ребенок по очереди называют предметы круглой (квадратной, треугольной и т. п.) формы.
-
«Из чего какое?»
Сок из яблок – яблочный, а из груш? Слив?
Дом из кирпича – какой?
Стакан из стекла?
Крепость из снега?
Шапка из меха?
Книга из бумаги, одеяло из шерсти и т.д.
-
«Какой? Какая?»
Ребенку нужно подобрать как можно больше признаков к предмету. Например, снег (какой?) – белый, пушистый, липкий, рыхлый, мокрый, блестящий…;
Лиса (какая?)…, белка (какая?)…, заяц (какой?)….
-
Игра «Кто, что делает?»
Задача ребенка придумать как можно больше слов к слову. Например, кошка - мяукает, бежит, прыгает, шипит...
Машина - едет, гудит, везет грузы... и т.д.
-
«Кто где живет?»
Например, кто живет в дупле? (белка).
Кто живет в будке? (собака).
Кто живет в норе? (лиса).
Кто живет в берлоге? (медведь).
Кто живет в гнезде? (птицы).
-
«Кто у кого?»
У лисы – лисята, а у волка, собаки, свиньи, овцы…
-
«Чей хвост (голова, ухо, глаза)?»
Например, хвост медведя, чей хвост? (медвежий.) Ухо медведя, чье ухо? (медвежье), а у утки, у собаки, у козы, и т.д.
-
«Отгадай предмет по названию его частей»
Кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы (грузовик).
Ствол, ветки, сучья, листья, кора, корни (дерево).
Хвост, крылья, перья, клюв (птица).
Крылья, хвост, кабина, мотор (самолет).
-
«Цепочка слов»
Называть по очереди слова, начинающиеся на последний звук предыдущего слова. Например, сова – апельсин – носок – кот.
-
«Похлопай, как я»
Взрослый отхлопывает сначала простые ритмы, затем можно посложнее. Ребенок слушает и старается их воспроизвести.
Обязательно читайте ребенку книги каждый день (хотя бы перед сном) и объясняйте ему все обороты речи и слова, которые ему могут быть не понятны.
Все предложенные игры и упражнения для развития речи дошкольников не требуют специального образования и знаний. Главное – иметь желание помочь своему ребенку. Для достижения положительного результата, необходимо играть ежедневно.
Материал подготовил учитель-логопед МУ "ЦППМСП" Овчаренко Т.В.