Муниципальное учреждение
"Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи"
города Магнитогорска.


Главная Об организации Профессиональные объединения
Для школьников Для родителей Для педагогов

Апрель 2024 (21)
Март 2024 (8)
Февраль 2024 (4)
Январь 2024 (14)
Декабрь 2023 (3)
Ноябрь 2023 (6)



Для родителей детей раннего возраста

Особенности речевого и психофизического развития ребенка на раннем периоде жизни.

Период внутриутробного развития начинается с импрегнации половых клеток и заканчивается рождением ребенка. Характеризуется быстрым ростом плода и его питанием за счет материнского организма.

Период новорожденности начинается с момента перевязки пуповины. Длительность его (от 18 до 24 дней) определяется состоянием физиологической зрелости. В этот период все основные функции находятся в состоянии неустойчивого равновесия, и незначительные изменения условий внешней среды могут стать причиной тяжелых нарушений важнейших жизненных процессов.

Грудной или младенческий период, который следует за периодом новорожденности, протекает в два этапа: первый этап - до 4-4,5 мес., второй - до конца первого года жизни.

Первый этап характеризуется функциональным созреванием всех систем организма, и прежде всего центральной нервной системы (ЦНС).

Второй этап характеризуется формированием сложных локомоторных актов (функции кисти, овладение самостоятельной ходьбой) и речевой деятельности (понимание речи взрослого и произнесение первых слов).

К концу первого года жизни проявляется влияние социальных факторов на жизнедеятельность ребенка. Сказываются результаты воспитания, формируются привычки, манеры, и некоторые черты характера.

Особенностью развития детей первого года жизни является его неравномерность и большая зависимость от действий взрослого человека. Кроме приспособительных реакций, формируется элементарное коммуникативное поведение. Общение с взрослыми является необходимой потребностью детей уже в первые месяцы жизни. В процессе общения формируются основы психической деятельности ребенка.

В 9-12 мес. ведущим является развитие речи.

К 9 мес. значительно расширяется понимание обращенной речи.

К возрасту 10-12 мес. формируется активная речь, ребенок овладевает первыми словами; усложняются его действия с предметами.

В возрасте10-12 мес. ребенок выполняет действия, показанные взрослым или по его словесной инструкции; выполняет простые команды.

Возрастной период от 1 до 3 лет характеризуется овладением ходьбой, формированием сложных видов движений.

Ведущей становится предметная деятельность, на базе которой формируется наглядно-действенное мышление. Интенсивно развивается речь.

К 2 годам начинает формироваться регулирующая функция речи: ребенок подчиняет свои действия словесной инструкции взрослого, может самостоятельно обнаружить ошибочность собственных действий и исправить ошибку, старается достичь желаемого результата.

К 3 годам ребенок общается с окружающими с помощью развернутых фраз, увеличивается словарный запас, при произнесении слов преобладает интонационно-ритмическая и мелодическая речь.

Речь становится ведущим средством общения и развития мышления ребенка. Совершенствуется восприятие и формируются сенсорные эталоны.

Говоря о физическом развитии ребенка, необходимо отметить, что этот процесс взаимодействует с социальными факторами при формировании человека.

На этой основе устанавливается ряд закономерностей формирования некоторых патологических процессов.

Установлено, что существуют периоды повышенной восприимчивости к различным вредностям. Это так называемые возрастные кризисы, которые обусловлены перестройками в организме. Этим объясняется тот факт, что в разные годы жизни организм ребенка по-разному реагирует на вредоносное воздействие.

Так, в возрасте 0 - 3 года преобладает сомато-вегетативный тип реагирования (повышенная возбудимость, расстройства пищеварения, питания, сна, навыков опрятности).

В возрасте от 4 до 10 лет преобладает психомоторный тип (двигательная расторможенность, тики, заикание и т.п.).

Для возраста от 7 до 12 лет характерен аффективный тип реагирования (страхи, уход из дома, бродяжничество).

В возрасте 12 – 16 лет часто возникают сверхценные идеи, сверхценные увлечения и интересы, фантазирование, анорексии и т.п.

По выражению Л.С. Выготского, возраст ребенка – это относительно замкнутый цикл детского развития, имеющий свою структуру и динамику.

Продолжительность возраста определяется его внутренним содержанием. Часто хронологический и психологический возраст не совпадают, в таких случаях хронологический возраст служит лишь точкой отсчета, на фоне которой происходит процесс психического развития ребенка.

По его мнению, человеческое развитие происходит по образцу, сложившемуся в обществе. Особенностью детского развития является то, что оно подчиняется общественно-историческим законам, а не биологическим, как у животных.

Ему же принадлежит мысль о том, что ребенка нельзя рассматривать как маленького взрослого, который меньше знает и умеет, а как существо с качественной иной психикой.

Материал подготовил учитель-логопед МУ "ЦППМСП" г. Магнитогорска Тагирова М.С.

 



17-11-2023, 15:20 / Автор: NosovaLera / Комментариев: 0 /


Главная Контакты Статистика сайта Админ-центр