Я сделаю это завтра!
Многие взрослые и дети склонны откладывать важные и срочные дела, что приводит к проблемам.
Психологи называют эту склонность прокрастинация. Она мешает успешной жизни. И появляется уже в подростковом возрасте. Зачастую от того, что взрослые не научили ребёнка делить сложное и большое на части, преодолевать трудности поэтапно.
Синдром отличника
- Нет смысла обсуждать прокрастинацию у дошкольников, - говорит кандидат психологических наук, детский и семейный психолог Ульяна Зинова. - В этом возрасте никто не откладывает никаких важных дел. Вся деятельность малышей регламентирована родителями. Мамы и папы определяют режимные моменты, когда пойдёт в секцию, будет ужинать, гулять. Если ребёнок утром не одевается, долго сидит, рассматривая свою коленку, то это не откладывание важного дела, он просто задумался или чем-то увлёкся.
Если в младшем школьном возрасте ребёнок несколько часов делает домашнее задание, постоянно отвлекаясь, то это говорит о гиперактивности и дефиците внимания, а не о том, что он специально затягивает процесс. А вот если подросток в десять вечера говорит родителям, что завтра утром нужно срочно сдать проект или доклад, который задавали ещё месяц назад, это как раз - прокрастинация.
- В дошкольном возрасте формируется такое понятие как перфекционизм и синдром отличника, - рассказывает Ульяна Александровна. - Потом мама контролирует ребёнка всю начальную школу, заставляя его всё делать идеально. К среднему звену он привыкает всё делать отлично. И это, как ни странно, мешает. Именно у таких детей зачастую и возникает желание отложить дело на потом. Ребёнок рано или поздно понимает, что есть ответственное дело, которое он, как обычно, не может выполнить хуже, чем на пять. И он собирается с силами, откладывая важное задание. Он не знает, что большое задание можно разделить на части и тогда будет легче с ним справиться.
Подробный план
В школе в последние годы стали популярны научные работы и проекты, которыми нужно заниматься долго. Их и задают в расчёте на то, что ребёнок будет готовиться в течение года. Детям же кажется, что времени ещё много, и они всё успеют. Так они себя обманывают, как, кстати, и многие взрослые.
- Они говорят себе, что пока можно этим не заниматься, сделать всё позже, - отмечает психолог. - А проект требует постепенных вложений. Обязанность взрослых - научить планировать время. Разговаривайте с ребёнком. Давай распределим по частям, что мы должны сделать, чтобы к маю всё было готово. Напишем план, соберём список литературы и отметим актуальность заявленной темы. Такой план устанавливает определённые сроки, и большое задание разбивается по частям. И мы учим ребёнка делить большую работу на этапы. Это поможет ему и во взрослой жизни. Он уже не будет выполнять задание в спешке, а сделает всё постепенно, в нужные сроки, не подвергая себя и окружающих стрессу. И тогда, кстати, есть возможность выполнить задание отлично.
Подробный план помогает и тем детям, которые не знают, с чего начать, как подойти к заданию. Например, ребёнок должен составить гербарий, а он никогда этого раньше не делал. Нужно научить его планировать. Тогда будет понятнее, что он должен сделать в первую очередь, что - во вторую.
Разбить телефоны?
- Иногда у ребёнка низкая самооценка, - говорит Ульяна Зинова. - Он считает, что ещё маленький, глупый, а задание слишком для него сложное и большое. Надо убедить, что он сможет. Это опыт. И в нём очень важна родительская поддержка.
Последние годы довольно популярен тайм-менеджмент - распределение времени. Умение расставлять приоритеты - самая важная его часть. Проанализируйте, на что вы и ребёнок тратите время. Очень важно расставить приоритеты: важное срочное, неважное срочное, важное несрочное, неважное несрочное. Конечно, лучше всего получится у тех родителей, которые сами умеют планировать и работать, не отвлекаясь. Это не такое уж частое явление. И дети, и взрослые нередко переключаются на телевизор, социальные сети. У взрослых компьютер и телефон, конечно, никто не заберёт. А у подростков можно.
- Ребёнок, конечно, способен найти другое отвлекающее занятие, - констатирует Ульяна Александровна. - Но зачастую это помогает. Знаю случай, который произошёл в Челябинске. Мальчик в девятом классе учился на тройки по предмету, который нужно было сдавать на ЕГЭ. В лицее папе этого школьника посоветовали убрать всё лишнее. Мальчик на следующий день рассказал одноклассникам, что папа сошёл с ума - выкинул в окно планшет, сотовый. Всё разбилось. Ребёнок переключился на учёбу, втянулся в этот процесс и успешно сдал экзамен.
Не факт, что всем стоит использовать этот опыт. Ведь каждый случай индивидуален. Специалисты, например, рекомендуют ещё один кардинальный способ решения вопроса, который связан с уборкой. Если ребёнок откладывает наведение чистоты в своей комнате, а вы уже говорите ему об этом не первый раз, то можно разбросать вещи из шкафа, вытряхнуть всё из ящиков стола, сбросить с полок на пол. Предполагается, что тогда ребёнку придётся убираться. Вдобавок, в следующий раз он, может быть, станет опасаться выходок родителей и будет наводить порядок без предупреждений. Впрочем, этот эксперимент тоже может оказаться не очень успешным, а то и усугубить ситуацию, а также испортить отношения.
Инстинкт и мотивация
Учёные провели исследования и выяснили, что 85 процентов школьников и студентов откладывают выполнение домашних заданий и других важных дел. Это распространённая тенденция. Считается, что в этом виноваты Интернет и телевидение. Но ведь ситуация была примерно такой и раньше, когда этих достижений цивилизации не было. Человек всегда найдёт, на что отвлечься. Кстати, больше всего прокрастинации подвержены люди, которые занимаются умственным трудом, и домохозяйки. Специалисты, между прочим, пришли к выводу, что прокрастинация заложена на уровне инстинктов. Изначально человеку непривычно выполнять долгосрочные задания. Мозгу важно видеть результат сразу. А если надо писать проект, который рассчитан на работу в течение года, то психика сопротивляется.
- Решением вопроса может быть только мотивация, - подчёркивает психолог. - Нужно объяснить, для чего нужно сделать что-либо, в чём смысл, почему нельзя отвлекаться. Очень важно найти ребёнку компанию для неприятных дел. Тогда делать их гораздо интереснее и приятнее. Так что не бросайте его одного, если видите, что ему трудно. Знайте сами и научите детей: чтобы начать действовать, нет лучше времени, чем сейчас. Надо прожить так, чтобы потом не пришлось говорить: жаль, что я чего-то не сделал, не достиг. И, конечно, хвалите своих детей после того, как они закончили дело.
Источник: http://magmetall.ru/contribution/23024.htm