Муниципальное учреждение
"Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи"
города Магнитогорска.


Главная Об организации Профессиональные объединения
Для школьников Для родителей Для педагогов

Апрель 2024 (21)
Март 2024 (8)
Февраль 2024 (4)
Январь 2024 (14)
Декабрь 2023 (3)
Ноябрь 2023 (6)



Родителям на заметку

Арт-терапия страхов у детей дошкольного возраста. 

Многочисленные исследования детских психологов показали, что беспокойство и страхи становятся все более распространенным явлением у современных детей. Установлено, что большая часть эмоциональных проблем человека происходит из глубинного подсознательного уровня психики, сформированного в детском возрасте. Согласно исследованиям отечественных психологов С.В. Ковалева, А.И. Захарова, И. Коган и др., главными причинами появления детских страхов являются негативные детско-родительские отношения и психологический микроклимат семьи.

Воспитание детей в проблемных и конфликтных семьях, где родственники заняты выяснением отношений, где дети ощущают дефицит тепла и внимания, потребности ребенка не принимаются во внимание, приводит к длительному перенапряжению нервной системы ребенка, и как следствие к развитию тревожности и страхов. 

Одной из причин возникновения детских страхов может быть большое количество страхов у родителей ребенка, и в первую очередь мамы. Мамы как женщины, по своей психологической природе более тревожны, чем папы. Кроме того, дети имеют более тесный эмоциональный контакт с матерями.

Присвоение страхов происходит в результате действия механизма подражания и неосознанного желания защитить своих детей от возможных угроз окружающего мира. Матери более «успешно» передают страхи своим детям перед животными и тьмой, а отцы - страхи перед болью и уколами.

Несомненно, что большинство страхов в большей или меньшей степени связаны с возрастными особенностями развития и носят временный характер. С взрослением детей меняются мотивы их поведения, отношение к миру, характер отношений со взрослыми и сверстниками, поэтому различные возрастные типы страха сменяют друг друга при условии сохранения положительного эмоционального контакта ребенка и родителей. Возрастные страхи по мере взросления ребенка нивелируются, являются преходящими и не нуждаются в психологической коррекции.

В тоже время дети с наличием ярко выраженных и не свойственных данному возрасту страхов нуждается в серьезной психологической поддержке и коррекции. Психологи считают, что дети шести-семи лет наиболее подвержены страхам. В основе этого явления находятся даже не эмоциональные процессы, а интенсивное познавательное развитие старших дошкольников. Развитие восприятия, внимания, памяти, мышления приводят к увеличению  понимания и осознания существующих опасностей.

Страхи, как эмоциональная реакция,  наиболее успешно подвергаются психологическому влиянию в дошкольном возрасте. Для лучшего воздействия на страхи, прежде всего, необходимо установить контакт с детьми, что подразумевает доверительные отношения с ними как условие развития личности, будущих возможностей и уверенности ребенка в себе.

Отправной точкой любого психотерапевтического эффекта является принятие детьми собственных чувств и желаний, и самих себя такими, какие они есть. На сегодняшний день существуют разнообразные методы коррекционной работы с детскими страхами. Одним из наиболее активных психокоррекционных методов считается арттерапия или рисуночная терапия. 

Арт-терапия позволяет сделать воздействие на ребенка индивидуальным и более эффективным. В рисунках ребенок не только раскрывает доступным для него языком свои переживания, но и освобождается от них  в процессе своеобразной психотерапии. 

Арт-терапию рассматривают как один из немногочисленных способов проникновения в подсознание человека, способ заглянуть в закрытые и неосознаваемые стороны его души.

Поэтому, деятельность в виде рисования позволяет ребенку не только почувствовать радость от  творчества, выразить свои мысли и чувства, получить положительные эмоции, но и отразить в рисунках не раскрываемые переживания и причины страхов.

В процессе рисования ребенок не только отражает окружающую действительность, но и меняет ее через призму своих эмоций. Дети легко могут вообразить себя на месте другого человека или персонажа на рисунке, а в цветовой гамме и характере рисунка отобразить свое отношение к нему.

Поскольку данная проекция личностного восприятия и отношения происходит каждый раз в процессе рисования, то рисование является общепризнанным эффективным методом лечебного воздействия. В рисунке дети могут изменить свое отношение к травмирующим ситуациям, которые вызывают у них страх и изменить отношение к ним.

Рисуя, ребенок отождествляет себя с позитивными, сильными, уверенными в себе персонажами. Эти чувства позволяют почувствовать себя бесстрашным героем, который может справиться с любым врагом и любой опасностью, может защитить себя и своих родственников, друзей. В этот момент оптимизируется психическое состояние ребенка, которое позволяет в дальнейшем быть менее тревожным и более уверенным в себе, уменьшить количество и интенсивность страхов.

Проведенное нами диагностическое исследование показало, что наиболее частыми страхами  у детей старшего дошкольного возраста являются: страх смерти родителей (75%), страх нападения (75%), страх заболеть, заразится (60%), умереть (60%), опоздать в детский сад (60%), страх пожара (60%).

Самыми распространенными осознаваемыми страхами у старших дошкольников являются страхи сказочных персонажей и животных. Эти страхи также связаны со страхами смерти и боли. Установлено, что количество страхов, испытываемое детьми,  колеблется в среднем от 5 до 21 страха. 

Различные психологические проблемы могут возникнуть у малышей даже в самой благополучной семье. И для их решения замечательно подойдет арт-терапия, включающая в себя огромное количество методов, приемов и форм работы. Очень удобно то, что использовать их можно не только на занятиях у профессионалов, но и в домашних условиях.

Для работы с маленькими пациентами специалисты используют несколько видов арт-терапии. К числу наиболее востребованных относятся: сказкотерапия, песочная терапия, изотерапия (использование различных форм рисования, включая лепку, роспись, рисунок), библиотерапия (исцеление при помощи книг), имаготерапия (работа с театральными образами), фототерапия. цветотерапия, музыкотерапия. Полезна и танцевальная терапия (кинезитерапия), которая помогает выразить эмоции и переживания в спонтанных движениях, обрести свободу, избавиться от застенчивости и комплексов, сбросить груз негативных эмоций. Групповые занятия позволяют дошкольникам научиться общению.

В своей работе мы используем различные методы коррекции страхов у детей. Хорошо зарекомендовал себя метод серийных рисунков и рассказов, который представляет собой проективную арт-технологию, состоящую из ряда сеансов. В течение сеанса ребенку предлагают создать серию проективных рисунков на определенную тему, а затем составить в диалоге с психологом устные или письменные рассказы о том, что на рисунках изображено. Это позволяет ребенку отреагировать на свои переживания посредством их визуализации, вербализации, обсуждения и разделения с другим человеком.  

В домашних условиях можно использовать элементы этих направлений. Чаще всего используется работа с художественным творчеством, дающая возможность расслабиться, проявить себя, отказаться от общепринятых рамок и раскрыть свою личность.

Доступность и простота методов дают родителям дополнительные возможности: мамы и папы вполне могут освоить основные методы и виды арт-терапии самостоятельно и заниматься с ребенком дома.

Арт-терапия рекомендована большому кругу детей и подростков различных возрастных категорий. Противопоказаний к ней нет, поэтому заниматься может любой желающий, такая терапия не способна нанести вред психике и здоровью маленького пациента. 

Материал подготовил педагог-психолог МУ "ЦППМСП" Волкова Е.Н.

16-11-2020, 15:31 / Автор: NosovaLera / Комментариев: 0 /


Главная Контакты Статистика сайта Админ-центр