Муниципальное учреждение
"Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи"
города Магнитогорска.


Главная Об организации Профессиональные объединения
Для школьников Для родителей Для педагогов

Апрель 2024 (21)
Март 2024 (8)
Февраль 2024 (4)
Январь 2024 (14)
Декабрь 2023 (3)
Ноябрь 2023 (6)



На заметку!

Переполненные классы. Что делать?

Какой класс считается переполненным

Согласно пункту 3.4.14 действующих санитарных правил (СП 2.4.3648-20) количество учеников в классе определяется нормой площади на одного обучающегося: не менее 2,5 м² на обычных уроках; не менее 3,5 м² на групповых или индивидуальных занятиях.

Место, которое занимают мебель и учебное оборудование, в расчёт не берутся. Площадь стандартной классной комнаты — около 50 м². Следовательно, одновременно в ней могут заниматься не более 20 человек. К сожалению, это условие соблюдается не всегда, особенно в крупных городах, где в одном классе нередко учится больше 30 детей. Фактически школы с переполненными классами нарушают закон, но едва ли в этом стоит винить их руководство. Зачастую у школ не хватает помещений, чтобы организовать больше классных комнат, да и число самих учебных заведений часто не соответствует количеству детей, проживающих поблизости. Как правило, в начальной школе идут "на учителя": выбирают педагогов с хорошей репутацией. Если учитель ответственный, сознательный, ему приходится очень трудно в классе, где много детей. Педагогу должен ежедневно проверять классную и домашнюю работы. Это большой труд. Кроме того, нужно опрашивать и оценивать детей во время урока. Опытный педагог сразу видит по глазам, что ребёнок недопонял что-то. Дети часто остаются на дополнительные занятия, чтобы ещё раз механически отработать правила. Решил – пошёл домой. Только так удается добиваться хорошего качества знаний. Учитель физически не может контролировать качество обучения в классе, где обучается более 25 учеников. Однако даже эта норма, завышена. Если брать параметры, которые описаны в педагогической психологии, то каждый учитель может удерживать в поле своего внимания не более 12-18 учеников. Тогда это было бы качественное образование и воспитание. Такой подход используется в частных, но дорогостоящих школах. Стандарты во многих школах не выдерживаются, и каким бы "золотым" ни был педагог, он не в состоянии уделить внимание всем. Чем младше дети, независимо от их здоровья, тем меньше человек должно быть в классе. У маленького ребёнка ещё не развиты лобные доли мозга, он не в состоянии контролировать своё поведение так, как хотят педагоги. Есть сенситивные периоды с точки зрения развития того или иного навыка. Для развития речи - это период в возрасте 2-3 лет. Первый класс – это сенситивный период для умения работать в команде, подчиняться правилам, для контроля своего поведения и планирования своей деятельности. В норме развитие этих процессов должно к концу первого класса закончиться. Даётся год-полтора. "В большом классе слышно, как каждый дышит" Как на формирование личности влияет переполненность? Когда ребенок растёт в среде, которая предполагает скученность, толчею, слабую или низкую организацию процесса, то формируется он стихийно, неопределённо. У детей будут самой средой вырабатываться такие черты характера, как неорганизованность, желание спрятаться за общей массой, не выражать своё мнение или выразить его анонимно, не отвечать за свои поступки. В неприспособленной для обучения среде, помех для формирования навыков больше, чем в нормальных условиях. Взрослые на то и взрослые, чтобы рассчитывать все возможные помеховые факторы и по возможности устранять их. Если такие факторы неизбежны, то результативность обучения будет ниже. Нужна в этих случаях лояльность к учителю. Чем больше учеников в классе, тем больше отвлекаемость. Соответственно, качество знаний становится ниже. В большом классе слышно, как каждый дышит, не то что пишет или что-то делает. Будет падать качество знаний. Когда сидят по трое, страдает осанка, страдает почерк. Иногда администрация предлагает посмотреть на это с другой стороны, говоря, что так дети чувствуют локоть ближнего, что это помогает сплотить коллектив. Другая проблема в том, что в больших классах нет возможности поделить детей по уровням интеллектуальной готовности к школе. Педагог работает "на средненького". Детей мешают: не делят на готовых к письму и не готовых. Получается, что две крайности притягиваются к середине, на которую и работает педагог. Подготовленным скучно, и они к новому году ничего не хотят. Тем, кто в другой крайности находится, трудно: им задают сверх того, что они могут в данный момент освоить. И им тоже к новому году становится неинтересно

Итак, почему много детей в классе — это плохо Чем больше учеников в классе, тем ниже уровень образования. Эта связь становится очевидна, если рассмотреть проблему в деталях:

  • Проблемы с дисциплиной. 45 минут удерживать внимание 15 детей — задача непростая, а если детей 30 или больше — почти невыполнимая. В переполненных классах учителя едва ли не половину урока вынуждены успокаивать школьников вместо того, чтобы давать новые знания.

  • Высокая нагрузка на учителя. Чем больше учеников, тем больше домашних заданий и самостоятельных работ ежедневно проверяет учитель. Если он тратит на это всё свободное время, вести интересные и запоминающиеся уроки уже не остаётся сил.

  • Эпидемиологические трудности. Эта проблема была актуальна и до пандемии: чем больше детей в одном помещении, тем выше риск распространения вирусов. Ученики чаще вынуждены пропускать школу по болезни, отчего у них возникают пробелы в знаниях.

Тем не менее родители могут изменить ситуацию. Что делать, если в классе слишком много учеников Есть несколько вариантов. Добиваться «расселения» Чем больше родителей будут обращать внимание государства на то, что классы школ переполнены, тем быстрее будут строиться новые школы и тщательнее соблюдаться санитарные нормы. В любом случае на строительство уйдут годы, которые вашему ребёнку придётся провести в переполненном классе. Но этого можно избежать, если воспользоваться вторым вариантом. Сменить форму получения образования На дистанционном обучении не существует проблемы переполненных классов. Вместо душной классной комнаты ученики могут заниматься дома и везде, где есть интернет. Как лучше организовать работу в переполненном классе Психологи предлагают педагогам делить детей на группы. Каждые два месяца их нужно пересаживать, меняя состав этих групп, давать им групповые задания. Это улучшает психологический климат в классе, вырабатывает приёмы взаимоподдержки учеников, взаимовыручки. Можно также между такими группами распределять задания по способностям детей. Педагог должен поделить детей на тех, кто понимает быстро и кто медленно, и дифференцированно готовить задания для них. То есть тему он даёт всем одинаково, а вот вопросы по теме – для каждой группы индивидуально. Каждый будет учиться в своём темпе. Такой метод не всегда приветствуют родители, но он значительно облегчает жизнь детям. Многие относятся скептически к тому, что какими-либо педагогическими или психологическими приёмами можно исправить положение дел. Только возведение новых школ и соблюдение необходимых норм обеспечат психологический комфорт и успеваемость у школьников. Советы психологов Психологи дают ряд советов родителям, дети которых учатся в больших классах:

  • будьте готовы к тому, что потребуются репетиторы, так как учитель в переполненном классе физически не успевает уделить внимание всем;

  • будьте готовы, что потребуется помощь психолога – из-за постоянной толкотни дети могут стать агрессивными;

  • давайте ребёнку эмоциональную поддержку, не кричите на него и не ругайте за то, что после школы он громко разговаривает;

  • увеличьте поход от школы до дома: задержитесь в парке, погуляйте по улицам, поиграйте на площадке; это поможет ребёнку разрядиться, спустить пар, вернуться в себя;

  • подкармливайте нервную систему: пейте витамины или комплекс микроэлементов, которые действуют успокаивающе; это может быть магний, цинк, витамины группы В; за назначением обязательно обратитесь к врачу;

  • укрепляйте иммунитет; в переполненных классах ребёнок может чаще болеть;

  • прислушивайтесь к своему ребёнку; если он говорит, что устал, но при этом носится как угорелый, он действительно устал – дайте ему сбросить напряжение.

Есть две категории людей: первая при утомлении затихает, им нужно замереть, они могут уснуть в автобусе, смотреть мультики, практически уснув, или слушать музыку, закрывая уши. Так они гасят шум, убирают лишние раздражители. Это способ восстановиться для ребёнка. У многих возникает потребность в дневном сне. Вторая группа людей при переутомлении перевозбуждается. Ребёнок может кричать, бегать, плакать, спорить, быть очень обидчивым, ругаться. Ему хочется идти по дороге и прыгать, залезть на бордюр, что-то пнуть, поиграть на компьютере, побить грушу. Слушая музыку, такие дети прыгают, танцуют. Им нужен выплеск энергии, отмечают детские психологи. Также они советует родителям не делать домашнее задание вместе с ребёнком или за него. Их задача – создать условия, чтобы ребёнок мог заниматься, и не отбить интерес к учёбе. Если заставлять ребёнка делать уроки по 5-6 часов, у него сформируется негативное отношение не только к школе, но и к процессу познания вообще. В первом классе выполнение домашних заданий не должно превышать 1 часа, во втором – 1,5 часа, и дальше прибавляется по 30 минут на каждые два класса. Принимайте своего ребёнка таким, какой он есть, советуют психологи. Самое главное – проявляйте искренний интерес к тому, как чувствует себя ребёнок в школе, и внимательно, без оценок, упрёков и суждений выслушивайте всё, что он желает вам рассказать. Если ребёнок не спрашивает совета, не надо ничего советовать – просто слушайте. Здоровая психика важнее баллов за обучение.

Материал подготовил: педагог-психолог МУ "ЦППМСП" Ржевская Е.В.

18-09-2023, 15:08 / Автор: NosovaLera / Комментариев: 0 /


Главная Контакты Статистика сайта Админ-центр