Переполненные классы. Что делать?
Какой класс считается переполненным
Согласно пункту 3.4.14 действующих санитарных правил (СП 2.4.3648-20) количество учеников в классе определяется нормой площади на одного обучающегося: не менее 2,5 м² на обычных уроках; не менее 3,5 м² на групповых или индивидуальных занятиях.
Место, которое занимают мебель и учебное оборудование, в расчёт не берутся. Площадь стандартной классной комнаты — около 50 м². Следовательно, одновременно в ней могут заниматься не более 20 человек. К сожалению, это условие соблюдается не всегда, особенно в крупных городах, где в одном классе нередко учится больше 30 детей. Фактически школы с переполненными классами нарушают закон, но едва ли в этом стоит винить их руководство. Зачастую у школ не хватает помещений, чтобы организовать больше классных комнат, да и число самих учебных заведений часто не соответствует количеству детей, проживающих поблизости. Как правило, в начальной школе идут "на учителя": выбирают педагогов с хорошей репутацией. Если учитель ответственный, сознательный, ему приходится очень трудно в классе, где много детей. Педагогу должен ежедневно проверять классную и домашнюю работы. Это большой труд. Кроме того, нужно опрашивать и оценивать детей во время урока. Опытный педагог сразу видит по глазам, что ребёнок недопонял что-то. Дети часто остаются на дополнительные занятия, чтобы ещё раз механически отработать правила. Решил – пошёл домой. Только так удается добиваться хорошего качества знаний. Учитель физически не может контролировать качество обучения в классе, где обучается более 25 учеников. Однако даже эта норма, завышена. Если брать параметры, которые описаны в педагогической психологии, то каждый учитель может удерживать в поле своего внимания не более 12-18 учеников. Тогда это было бы качественное образование и воспитание. Такой подход используется в частных, но дорогостоящих школах. Стандарты во многих школах не выдерживаются, и каким бы "золотым" ни был педагог, он не в состоянии уделить внимание всем. Чем младше дети, независимо от их здоровья, тем меньше человек должно быть в классе. У маленького ребёнка ещё не развиты лобные доли мозга, он не в состоянии контролировать своё поведение так, как хотят педагоги. Есть сенситивные периоды с точки зрения развития того или иного навыка. Для развития речи - это период в возрасте 2-3 лет. Первый класс – это сенситивный период для умения работать в команде, подчиняться правилам, для контроля своего поведения и планирования своей деятельности. В норме развитие этих процессов должно к концу первого класса закончиться. Даётся год-полтора. "В большом классе слышно, как каждый дышит" Как на формирование личности влияет переполненность? Когда ребенок растёт в среде, которая предполагает скученность, толчею, слабую или низкую организацию процесса, то формируется он стихийно, неопределённо. У детей будут самой средой вырабатываться такие черты характера, как неорганизованность, желание спрятаться за общей массой, не выражать своё мнение или выразить его анонимно, не отвечать за свои поступки. В неприспособленной для обучения среде, помех для формирования навыков больше, чем в нормальных условиях. Взрослые на то и взрослые, чтобы рассчитывать все возможные помеховые факторы и по возможности устранять их. Если такие факторы неизбежны, то результативность обучения будет ниже. Нужна в этих случаях лояльность к учителю. Чем больше учеников в классе, тем больше отвлекаемость. Соответственно, качество знаний становится ниже. В большом классе слышно, как каждый дышит, не то что пишет или что-то делает. Будет падать качество знаний. Когда сидят по трое, страдает осанка, страдает почерк. Иногда администрация предлагает посмотреть на это с другой стороны, говоря, что так дети чувствуют локоть ближнего, что это помогает сплотить коллектив. Другая проблема в том, что в больших классах нет возможности поделить детей по уровням интеллектуальной готовности к школе. Педагог работает "на средненького". Детей мешают: не делят на готовых к письму и не готовых. Получается, что две крайности притягиваются к середине, на которую и работает педагог. Подготовленным скучно, и они к новому году ничего не хотят. Тем, кто в другой крайности находится, трудно: им задают сверх того, что они могут в данный момент освоить. И им тоже к новому году становится неинтересно
Итак, почему много детей в классе — это плохо Чем больше учеников в классе, тем ниже уровень образования. Эта связь становится очевидна, если рассмотреть проблему в деталях:
-
Проблемы с дисциплиной. 45 минут удерживать внимание 15 детей — задача непростая, а если детей 30 или больше — почти невыполнимая. В переполненных классах учителя едва ли не половину урока вынуждены успокаивать школьников вместо того, чтобы давать новые знания.
-
Высокая нагрузка на учителя. Чем больше учеников, тем больше домашних заданий и самостоятельных работ ежедневно проверяет учитель. Если он тратит на это всё свободное время, вести интересные и запоминающиеся уроки уже не остаётся сил.
-
Эпидемиологические трудности. Эта проблема была актуальна и до пандемии: чем больше детей в одном помещении, тем выше риск распространения вирусов. Ученики чаще вынуждены пропускать школу по болезни, отчего у них возникают пробелы в знаниях.
Тем не менее родители могут изменить ситуацию. Что делать, если в классе слишком много учеников Есть несколько вариантов. Добиваться «расселения» Чем больше родителей будут обращать внимание государства на то, что классы школ переполнены, тем быстрее будут строиться новые школы и тщательнее соблюдаться санитарные нормы. В любом случае на строительство уйдут годы, которые вашему ребёнку придётся провести в переполненном классе. Но этого можно избежать, если воспользоваться вторым вариантом. Сменить форму получения образования На дистанционном обучении не существует проблемы переполненных классов. Вместо душной классной комнаты ученики могут заниматься дома и везде, где есть интернет. Как лучше организовать работу в переполненном классе Психологи предлагают педагогам делить детей на группы. Каждые два месяца их нужно пересаживать, меняя состав этих групп, давать им групповые задания. Это улучшает психологический климат в классе, вырабатывает приёмы взаимоподдержки учеников, взаимовыручки. Можно также между такими группами распределять задания по способностям детей. Педагог должен поделить детей на тех, кто понимает быстро и кто медленно, и дифференцированно готовить задания для них. То есть тему он даёт всем одинаково, а вот вопросы по теме – для каждой группы индивидуально. Каждый будет учиться в своём темпе. Такой метод не всегда приветствуют родители, но он значительно облегчает жизнь детям. Многие относятся скептически к тому, что какими-либо педагогическими или психологическими приёмами можно исправить положение дел. Только возведение новых школ и соблюдение необходимых норм обеспечат психологический комфорт и успеваемость у школьников. Советы психологов Психологи дают ряд советов родителям, дети которых учатся в больших классах:
-
будьте готовы к тому, что потребуются репетиторы, так как учитель в переполненном классе физически не успевает уделить внимание всем;
-
будьте готовы, что потребуется помощь психолога – из-за постоянной толкотни дети могут стать агрессивными;
-
давайте ребёнку эмоциональную поддержку, не кричите на него и не ругайте за то, что после школы он громко разговаривает;
-
увеличьте поход от школы до дома: задержитесь в парке, погуляйте по улицам, поиграйте на площадке; это поможет ребёнку разрядиться, спустить пар, вернуться в себя;
-
подкармливайте нервную систему: пейте витамины или комплекс микроэлементов, которые действуют успокаивающе; это может быть магний, цинк, витамины группы В; за назначением обязательно обратитесь к врачу;
-
укрепляйте иммунитет; в переполненных классах ребёнок может чаще болеть;
-
прислушивайтесь к своему ребёнку; если он говорит, что устал, но при этом носится как угорелый, он действительно устал – дайте ему сбросить напряжение.
Есть две категории людей: первая при утомлении затихает, им нужно замереть, они могут уснуть в автобусе, смотреть мультики, практически уснув, или слушать музыку, закрывая уши. Так они гасят шум, убирают лишние раздражители. Это способ восстановиться для ребёнка. У многих возникает потребность в дневном сне. Вторая группа людей при переутомлении перевозбуждается. Ребёнок может кричать, бегать, плакать, спорить, быть очень обидчивым, ругаться. Ему хочется идти по дороге и прыгать, залезть на бордюр, что-то пнуть, поиграть на компьютере, побить грушу. Слушая музыку, такие дети прыгают, танцуют. Им нужен выплеск энергии, отмечают детские психологи. Также они советует родителям не делать домашнее задание вместе с ребёнком или за него. Их задача – создать условия, чтобы ребёнок мог заниматься, и не отбить интерес к учёбе. Если заставлять ребёнка делать уроки по 5-6 часов, у него сформируется негативное отношение не только к школе, но и к процессу познания вообще. В первом классе выполнение домашних заданий не должно превышать 1 часа, во втором – 1,5 часа, и дальше прибавляется по 30 минут на каждые два класса. Принимайте своего ребёнка таким, какой он есть, советуют психологи. Самое главное – проявляйте искренний интерес к тому, как чувствует себя ребёнок в школе, и внимательно, без оценок, упрёков и суждений выслушивайте всё, что он желает вам рассказать. Если ребёнок не спрашивает совета, не надо ничего советовать – просто слушайте. Здоровая психика важнее баллов за обучение.
Материал подготовил: педагог-психолог МУ "ЦППМСП" Ржевская Е.В.