Муниципальное учреждение
"Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи"
города Магнитогорска.


Главная Об организации Профессиональные объединения
Для школьников Для родителей Для педагогов

Апрель 2024 (21)
Март 2024 (8)
Февраль 2024 (4)
Январь 2024 (14)
Декабрь 2023 (3)
Ноябрь 2023 (6)



Родителям детей с ОВЗ

Формирование временных представлений у детей задержкой психического развития.

Временные представления - наиболее трудная категория для усвоения дошкольниками. Это объясняется тем, что время - очень специфичное явление окружающего мира: оно нематериально, его нельзя увидеть, потрогать, оно всегда в движении.

Детям с задержкой развития свойственна общая пассивность восприятия, замедленность переработки информации, что затрудняет знакомство с окружающим миром. Временные представления у детей с ограниченными возможностями здоровья весьма приблизительны и неточны, фрагментарны и хаотичны. Детьми слабо выделяются и осознаются существенные признаки, характерные для того или иного временного периода. Очень трудно даётся им понимание закономерности, с которой сменяются времена года, месяцы года, части суток, дни недели.

Поэтому, временные представления у дошкольников с ОВЗ формируются не значительно позже, медленно и с большими трудностями.

Для преодоления недостатков имеющихся в формировании элементарных временных представлений и понятий у детей с ограниченными возможностями здоровья, необходимо систематически побуждать детей к наблюдениям за окружающими явлениями, временными изменениями погоды, живой и неживой природы, деятельностью людей, связанной со сменой сезонов в течение года. Необходимо подвести детей к пониманию связей и зависимости изменений жизни растительного и животного мира от изменений в неживой природе.

При формировании у детей представлений о временах года основными целями взрослого будут:

- обучение детей правильному называнию времена года, их последовательности;

- обучение выделению отличительных, характерных признаков времен года в погоде, растительном и животном мире, деятельности людей;

- знакомство с названием месяцев.

Для формирования временных представлений используются наблюдения, дидактические игры и упражнения, сюжетно-дидактические игры, загадки, стихотворения, что помогает детям овладеть временными представлениями.

Наблюдения на прогулках с ребенком максимально информативны для определения видимых признаки сезона. Необходимо подвести детей к пониманию связей и зависимости изменений жизни растительного и животного мира, человека от изменений в неживой природе.

Детей старшего дошкольного возраста необходимо знакомить с названием текущего месяца. Внимание детей обращается на то, что каждое время года делится на три месяца, каждый месяц имеет своё название. Дети постепенно запоминают названия месяцев, порядок их следования. Запомнить названия месяцев помогает соотнесение месяца и праздника. Дифференциация праздника и даты позволит уточнить представление о месяце и создаст смысловую опору для запоминания названий. Обращайте внимание на одежду людей в данный сезон и связь ее с погодой.

При формировании представлений о временах года можно использовать графическую модель-круг «Времена года», где каждое время года и его месяцы обозначены разными цветами: осень – желтым цветом, зима – синим цветом, весна – зелёным, лето – красным.

Дидактическая игра - одно из самых эффективных средств, так как основным её элементом является обучающая задача, представленная разнообразным содержанием. Благодаря занимательности игровых действий дидактические игры и упражнения активно способствуют овладению знаниями, так как в увлекательной форме усиливает познавательный потенциал детей с ОВЗ.

Д/и «Времена года».

Цели: формирование представлений о том, что каждое время года имеет свой определенный цвет: у зимы - белый, у осени - желтый, у весны- зеленый, у лета- пестрый. Развитие умения детей соотносить со временем года одежду людей.

Оборудование: плоскостные изображения (трава, земля, покрытая снегом; земля, покрытая зеленой / желтой травой; дерево с желтыми/зелеными листьями, снегом, изображение детей (мальчика и девочки) в зимней, летней, осенней и весенней одежде.; полоски бумаги 4-х цветов.

1вариант – «Зима». Детям предлагают найти картинки зимнего дерева, одежды людей, земли зимой в ряду других. Выложить картинки на столе, правильно их располагая. Предложить составить рассказ по получившейся картинке. «Зима». Все белое – земля, дерево. На земле и на дереве лежит белый снег. Девочка надела теплую шубу, шапку, варежки и пошла гулять.

Весна», «Лето», «Осень». Выполняется так же как и зима.

Д/и «Составь картинку»

Цельразвитие целостности восприятия, умения составлять целое из частей. Оборудование: объемные плоскостные фигуры разного цвета и формы; контурные изображения предметов, относящиеся к временам года: кружки разного размера, квадраты, треугольники, ромбы, трапеции в виде кораблика разного цвета.

На столе лежат картинки с контурным изображением. Дети фантазируют и придумывают на что еще могут быть похожи данные контуры. Детям более раннего возраста положить картинки определенного цвета: для кораблика - зеленого цвета; для солнышка – желтый; снеговик – синий; машинка – красная и т.д. Трапеция, большой и маленький треугольники – это кораблик. Кораблик весело бежит весной по ручью.

Д/и «Признаки времен года»

Цель: уточнение представлений детей о сезонных явлениях в природе.

Оборудование: предметные карточки.

У каждого из детей есть предметные картинки с изображением снегопада, дождя, солнечного дня, пасмурной погоды, град идет, ветер дует, висят сосульки и т.п. и сюжетные картинки с изображениями разных сезонов. Детям необходимо правильно разложить имеющиеся у них картинки.
Д/и «Когда это бывает?»

Цели: формирование знаний детей о временах года, их характерных признаках, воспитание бережного отношения к природе. Развитие умения замечать красоту природы.

Оборудование:  набор картинок с изображением разных времен года

У взрослого в руках несколько картинок с изображением разных времен года, для каждого времени года 2-3 картинки (зимний пейзаж, зимние забавы, труд детей зимой). На столе лежит стрелка. Взрослый раздает всем по картинке. Затем вращает стрелку по кругу, тот, на кого указала стрелка, рассматривает картинку и рассказывает о ее содержании. Затем снова вращает стрелку, на кого она укажет, тот отгадывает, о каком времени года шла речь. После ответа первый играющий показывает картинку. Игра продолжается, пока дети не расскажут обо всех картинках.             

Д/и «Угадай время года»

Цель: закрепление у детей знаний и представлений об особенностях каждого времени года.

Оборудование: картинки времен года. Прищепки.

Педагог спрашивает ребенка о времени года, изображенном на картинке.

А как ты это понял? А у меня есть еще и маленькие картинки. Но они выпали из этих рамочек, которые подвешены на веревочке прищепками. Эти картинки перемешались с другими. Найди среди них 4 картинки с таким же временем года, как и на большой, и поставь их в рамочки, которые висят на прищепках. Надави пальчиком на прищепку, подставь под нее картинку и отпусти пальчик. 

Материал подготовил учитель-дефектолог МУ "ЦППМСП" Чабан Л.В.

23-10-2023, 13:06 / Автор: NosovaLera / Комментариев: 0 /


Главная Контакты Статистика сайта Админ-центр