Формирование представлений о частях суток у дошкольников с ОВЗ.
Временные представления – это представления об изменении состояний объектов и процессов в конкретной последовательности, т.е. представления о смене времен суток, времен года и иных циклических событиях.
Ориентировка во времени жизненно необходима ребенку. Временные представления оказывают положительное влияние на общее умственное развитие детей и являются одним из показателей их готовности к школе. Знание эталонов времени, умение устанавливать временные отношения способствует осознанию детьми последовательности происходящих событий, причинно-следственных связей между ними.
Временные представления формируются у детей постепенно. Они начинают свое активное развитие в старшем дошкольном возрасте и продолжают формироваться на этапе начального школьного обучения.
У дошкольников с задержкой психического развития временные представления не только формируются позже, чем у нормально развивающихся детей, но и отличаются качественно. Дети зачастую путают названия частей суток, дней недели, названий месяцев, имеют нечеткие представления о продолжительности временных периодов, испытывают затруднения при определении их последовательности, слабо владеют временной терминологией.
Развитие представлений о времени у детей с особенностями развития осуществляется двумя путями: через повседневную жизнь и на занятиях.
Продуктивно и полезно опираться на режим дня. Четкий распорядок в чередовании видов деятельности в течение дня служит ребенку надежной опорой в различении частей суток. Кроме собственной деятельности ребенка в качестве ориентиров используются примеры из жизни других людей, а также природные явления, наблюдения за которыми способствуют распознаванию частей суток.
Последовательность работы:
Целесообразнее всего начинать знакомство с сутками с понятий «день»-«ночь»,затем-«утро»-«вечер»,затем «день»-«вечер»-«ночь»-«утро», «утро»-«день»-«вечер»-«ночь». И лишь потом дается понятие «сутки» - это весь наш день, который мы прожили.
Самый продуктивный прием - использование графической модели «Сутки» (круг, разделённый на 4 сектора и стрелкой посередине), на которой разным цветом обозначены части суток: утро – розовым цветом, день – желтым, вечер – серым цветом, ночь – фиолетовым или чёрным. Цветовое обозначение служит наглядным материалом для распознавания частей суток и обозначения последовательности между ними.
Для закрепления представлений можно использовать настольная игра “Сутки” - набор из четырех картинок, где изображены виды деятельности детей, характерные для каждой части суток (ночь -спящий человек, утро-зарядка, чистка зубов, день игры на улице, вечер-просмотр вечерних передач или чтение сказки на ночь). Картинки необходимо показывать детям поочередно и задавать вопрос: «Когда это бывает?» По содержанию деятельности, изображенной на картинке, и некоторым объективным показателям дети должны определить и назвать время суток.
Параллельно подключаются методы как беседы, чтение сказок, стихов, рассматривание картин.
Для закрепления и совершенствования представлений детей о сутках, используются дидактические игры и упражнения:
Упражнение “Подбери слово”: ребенок подбирает пропущенное слово и (или) окончания предложения («Мы завтракаем утром, а обедаем…?», «Мы пойдем в парк...?», «Мы возвращаемся домой из детского сада…?», «Солнышко светит днем, а луна…?..» и т. д.); в придумывании предложения с заданным словом («Я гуляю днем», «Ночью я сплю»);
Игра “Нелепица” или “Ошибки художника”: на сюжетной картинке перепутаны признаки и деятельность людей в различные части суток. Ребенок должен увидеть эти несоответствия и рассказать, чего не бывает.
Игра «Что мы делали? (Когда это бывает?)»: цветовые карточки, обозначающие части суток, накладываются предметные или сюжетные картинки, привязанные по деятельностному признаку к конкретной части суток.
Все эти игры помогают детям осознанно воспринимать сутки в целом, последовательность частей суток. При этом у детей складывается элементарное понятие о текучести и непрерывности времени.
Важным условием является постепенное формирование произвольной речевой деятельности детей, поэтому взрослый должен стимулировать речевую активность детей, создавать игровые ситуации, в которых необходимо давать характеристику времени суток и использовать изученную терминологию.
Материал подготовил учитель-дефектолог МУ "ЦППМСП" Чабан Л.В.