Муниципальное учреждение
"Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи"
города Магнитогорска.


Главная Об организации Профессиональные объединения
Для школьников Для родителей Для педагогов

Май 2024 (20)
Апрель 2024 (11)
Март 2024 (8)
Февраль 2024 (3)
Январь 2024 (12)
Декабрь 2023 (3)



Родителям дошкольников с и не только

Формирование представлений о частях суток у дошкольников с ОВЗ.

Временные представления – это представления об изменении состояний объектов и процессов в конкретной последовательности, т.е. представления о смене времен суток, времен года и иных циклических событиях.

Ориентировка во времени жизненно необходима ребенку. Временные представления оказывают положительное влияние на общее умственное развитие детей и являются одним из показателей их готовности к школе. Знание эталонов времени, умение устанавливать временные отношения способствует осознанию детьми последовательности происходящих событий, причинно-следственных связей между ними.

Временные представления формируются у детей постепенно. Они начинают свое активное развитие в старшем дошкольном возрасте и продолжают формироваться на этапе начального школьного обучения.

У дошкольников с задержкой психического развития временные представления не только формируются позже, чем у нормально развивающихся детей, но и отличаются качественно. Дети зачастую путают названия частей суток, дней недели, названий месяцев, имеют нечеткие представления о продолжительности временных периодов, испытывают затруднения при определении их последовательности, слабо владеют временной терминологией.

Развитие представлений о времени у детей с особенностями развития осу­ществляется двумя путями: через повседневную жизнь и на заня­тиях.

Продуктивно и полезно опираться на режим дня. Четкий распорядок в чередовании видов деятельности в течение дня служит ребенку надежной опорой в различении частей суток. Кроме собственной деятельности ребенка в качестве ориентиров ис­пользуются примеры из жизни других людей, а также природные яв­ления, наблюдения за которыми способствуют распознаванию ча­стей суток.

Последовательность работы:

Целесообразнее всего начинать знакомство с сутками с понятий «день»-«ночь»,затем-«утро»-«вечер»,затем «день»-«вечер»-«ночь»-«утро», «утро»-«день»-«вечер»-«ночь». И лишь потом дается понятие «сутки» - это весь наш день, который мы прожили.

Самый продуктивный прием - использование графической модели «Сутки» (круг, разделённый на 4 сектора и стрелкой посередине), на которой разным цветом обозначены части суток: утро – розовым цветом, день – желтым, вечер – серым цветом, ночь – фиолетовым или чёрным. Цветовое обозначение служит наглядным материалом для распознавания частей суток и обозначения последовательности между ними.

Для закрепления представлений можно использовать настольная игра “Сутки” - набор из четырех картинок, где изображены виды деятельности детей, характерные для каждой части суток (ночь -спящий человек, утро-зарядка, чистка зубов, день игры на улице, вечер-просмотр вечерних передач или чтение сказки на ночь). Картинки необходимо показывать детям поочередно и задавать вопрос: «Когда это бывает?» По содержанию деятельности, изображенной на картинке, и некоторым объективным показателям дети должны определить и назвать время суток.

Параллельно подключаются методы как беседы, чтение сказок, стихов, рассматривание картин.

Для закрепления и совершенствования представлений детей о сутках, используются дидактические игры и упражнения:

Упражнение “Подбери слово”: ребенок подбирает пропущенное слово и (или) окончания предложения («Мы завтракаем утром, а обедаем…?», «Мы пойдем в парк...?», «Мы возвращаемся домой из детского сада…?», «Солнышко светит днем, а луна…?..» и т. д.); в придумывании предложения с заданным словом («Я гуляю днем», «Ночью я сплю»);

Игра “Нелепица” или “Ошибки художника”: на сюжетной картинке перепутаны признаки и деятельность людей в различные части суток. Ребенок должен увидеть эти несоответствия и рассказать, чего не бывает.

Игра «Что мы делали? (Когда это бывает?)»: цветовые карточки, обозначающие части суток, накладываются предметные или сюжетные картинки, привязанные по деятельностному признаку к конкретной части суток.

Все эти игры помогают детям осознанно воспринимать сутки в целом, последовательность частей суток. При этом у детей складывается элементарное понятие о текучести и непрерывности времени.

Важным условием является постепенное формирование произвольной речевой деятельности детей, поэтому взрослый должен стимулировать речевую активность детей, создавать игровые ситуации, в которых необходимо давать характеристику времени суток и использовать изученную терминологию.

Материал подготовил учитель-дефектолог МУ "ЦППМСП" Чабан Л.В.

26-04-2024, 13:10 / Автор: NosovaLera / Комментариев: 0 /


Главная Контакты Статистика сайта Админ-центр