Роль игры в развитии речи детей дошкольного возраста.
Игра - основной вид деятельности детей дошкольного возраста, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и т. д. кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. Игра является ведущей деятельностью, потому что дает возможность ребенку вступить во взаимодействие с такими сторонами жизни, с которыми в реальной жизни ребенок вступить не может.
Игра может выступать и методом коррекции недостатков, отставания в развитии. Основными недостатками, мешающими обучению детей с тяжелыми нарушениями речи, являются — плохая восприимчивость ко всему новому и недостаточная познавательная активность. Детям с ТНР тяжело целенаправленно заучивать и припоминать что-либо. Поэтому любая их деятельность должна быть эмоционально окрашена, вызывать у них живой интерес. Исправление недостатков речи – огромный труд и одна из основных задач логопеда – окружить ребёнка игрой так, чтобы увлечь его.
Существует несколько видов игр: дидактические, развивающие, подвижные, сюжетно-ролевые и пр. Однако все игры являются развивающими, так как абсолютно любая игра развивает психические процессы - познавательные, эмоциональные, коммуникативные.
Цель игры на логопедических занятиях – создание условий для коррекции речевых нарушений детей и развитие их мотивации на устранение своих речевых дефектов.
Дидактические игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, развивают навыки быстрого выбора наиболее подходящего слова, изменения и образования слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь. Особенностью дидактических игр является использование их в основном для достижения узкой конкретной цели.
Перечень игр:
«Назови правильно», «Что лишнее», «Что пропало?», «Закончи предложение».
Логопед использует на занятиях логопедические игрушки, обыгрывая сюжет занятия.
Логопедические игрушки - это персонажи кукольного театра, которые умеют немножко больше, чем обычные куклы. Их основные отличия:
-
выразительные, четкие, видимые для ребенка органы артикуляционного аппарата (губы, зубки, язык, верхняя и нижняя челюсти);
-
специальный покрой куклы: надев на руку логопедическую игрушку, логопед может продемонстрировать работу каждого органа артикуляционного аппарата.
Развивать речь детей можно и нужно в любой игре. Использование игры в коррекции речи детей способствует более быстрому и успешному исправлению недостатков речи и делает этот процесс ярким и незабываемым. игра позволяет естественно, тонко, ненавязчиво устранять недостатки в речи, неоднократно повторять необходимый материал.
Материал подготовил учитель-логопед МУ "ЦППМСП" Тагирова М.С.