«Рекомендации логопеда родителям учащихся начальной школы»
Логопедия — это наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания. Логопедия изучает причины, механизмы, симптоматику, течение, структуру нарушений речевой деятельности, систему коррекционного воздействия.
Работа школьного логопеда существенно отличается от работы логопеда в детском саду и поликлинике. Школьный логопед занимается коррекцией не только устной, но и письменной речи, т.е. работает над специфическими (логопедическими) ошибками чтения и письма.
Основные направления работы логопеда в школе — это коррекция нарушений чтения и письма, а также предупреждение этих нарушений. Нарушения чтения и письма (дислексия и дисграфия) являются самыми распространенными формами речевой патологии у младших школьников.
Логопедическая работа — это не дополнительная образовательная услуга, это деятельность, которая параллельно с образовательным процессом способствует более доступному и успешному его овладению определенными категориями учащихся. Именно это и делает работу школьного логопеда актуальной и востребованной.
Основные задачи логопедического пункта:
-
коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи обучающихся;
-
своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении обучающимися общеобразовательных программ;
-
разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей (законных представителей) обучающихся.
Формирование логопункта:
В первую очередь в логопедический пункт зачисляются обучающиеся, имеющие нарушения в развитии устной и письменной, препятствующие их успешному освоению общеобразовательных программ (дети с общим, фонетико-фонематическим и фонематическим недоразвитием речи).
Зачисление в логопедический пункт осуществляется на основе обследования речи обучающихся, которое проводится с 1 по 15 сентября и с 15 по 30 мая.
Организация работы логопункта:
Занятия с обучающимися проводятся как индивидуально, так и в группе. Основной формой являются групповые занятия. Занятия с обучающимися в логопедическом пункте проводятся во внеурочное время с учетом режима работы общеобразовательного учреждения. Продолжительность группового занятия составляет 40 минут, продолжительность индивидуального логопедического занятия с ребенком зависит от возраста ребенка, его особенностей, составляет от 20 до 45 минут (в соответствии с требованиями СанПиНа). Индивидуальные занятия с логопедом обычно проходят 2 раза в неделю, в логопедическом кабинете.
Для чего нужны занятия с логопедом?
Логопед – это квалифицированный специалист, занимающийся выявлением нарушений звукопроизношения в речи и их исправлением.
Родители не всегда могут услышать все дефекты в речи своего ребенка. Логопед помогает родителям понять, как правильно формировать речь детей, разъясняет и показывает им, в чем состоит логопедическая работа, объясняет необходимость выполнения домашнего задания, закрепления достигнутого на занятиях дома.
Многие родители думают, что речь ребенка исправится сама собой, с возрастом, но это не так, чем старше становится ребенок, тем сложнее исправить недостатки в речи. Не надо надеяться, что все недостатки исправятся сами собой.
Вы несете ответственность за судьбу своего ребенка, не бойтесь лишний раз обратиться к специалисту! Своевременно оказанная помощь сэкономит ваши нервы и поможет вашему ребенку почувствовать себя более уверенным.
У людей с нарушениями речи часто формируются комплексы неполноценности. Комплекс неполноценности иногда является также подсознательной причиной дефектов речи. Поэтому, при первых признаках нарушений в речи вашего ребенка, необходимо незамедлительно обратиться к квалифицированному специалисту – логопеду. Логопед не только «поставит» звуки и введет их в речь, но и будет заниматься развитием у ребенка внимания, зрительного и слухового восприятия (узнавания и различения), памяти, мышления, обогащением словарного запаса, развитием общей и мелкой моторики. Красивая правильная речь позволяет ребёнку почувствовать себя счастливым и достигнуть больших успехов в обществе.
Если не исправить у ребенка произношение до школы, то потом это сделать очень трудно, так как оно закрепляется и входит в привычку. Так же, существует ошибочное мнение, что к логопеду необходимо обращаться после 5 лет. Но это может быть лишь в том случае, если к 5-ти годам в речи ребенка остаются несформированными (или нарушенными) лишь 1-2 звука (чаще звуки [Р], [РЬ], [Л], реже [Ш], [Ж], [Ч]), и все остальные стороны речи развиты в соответствии с возрастом. К сожалению, большинство речевых нарушений не поддается самокоррекции (самостоятельному исправлению).
Любое отклонение от нормы требует незамедлительной консультации специалиста. Чем раньше будет выявлен дефект, тем быстрее и легче его можно исправить.
Только логопед может квалифицированно проанализировать ситуацию, указать на необходимость проведения специальных занятий и дать вам подробную консультацию.
Важной и неотъемлемой частью работы по устранению речевых нарушений у детей — является тесное взаимодействие логопеда и родителей. Логопед работает над развитием речи ребенка, выполняет артикуляционную гимнастику, показывает родителям правильность ее выполнения на себе или ребенке. Родители должны внимательно слушать рекомендации логопеда и выполнять все задания, которые он задает на дом.
Чем теснее логопед будет взаимодействовать с родителями, тем быстрее и лучше будет результат у ребенка.
Рекомендации логопеда родителям начальной школы
-
Перед выполнением домашнего упражнения прочитай вслух задание, повтори его, четко определив свою задачу.
-
Прочитай все предложения или слова упражнения, выполни задание устно, объясни, как надо написать и почему.
-
Прежде, чем записывать каждое слово, проговори его вслух (на уроке – про себя), раздели на слоги и только потом записывай, диктуя себе по слогам.
-
После записи каждого слова или предложения проверь его, читая каждое слово по слогам.
-
Не забывай ставить точку в конце предложения, после написания даты работы, после записей «Упражнение …46.», «Классная работа.», «Домашняя работа.».
-
Слово, в котором допустил ошибку, запиши 5 раз подряд, подчеркни это неприятное место и запомни его, чтобы больше не повторять.
Советы логопеда родителям будущих первоклассников
На что обратить внимание в развитии речи дошкольника
-
Состояние звукопроизношения.
Ребенок к шести годам должен выговаривать все звуки
-
Состояние фонематических процессов.
Этот раздел подразумевает умение ребенка подбирать слова с определенным звуком, владение навыками элементарного звукового анализа и синтеза (определение первого и последнего звуков в слове, умение из звуков составить слово, посчитать количество звуков), умение различать и повторять сочетания типа:
ба-па-ба, та-ца-та, вы-вы-фы и др.
-
Состояние грамматического строя.
Следует обратить внимание на словообразование (дождь — дождик), словоизменение (стул — стулья), согласование (желтый мяч), управление (вышел из дома, рассказал о друге).
-
Состояние слоговой структуры слова.
Шестилетний ребенок умеет безошибочно произносить слова типа: велосипедист, экскурсовод и т.п.
-
Состояние словарного запаса
Следует обратить внимание на наиболее трудные на сегодняшний день разделы: времена года, их признаки, месяцы, дни недели, качества предметов, родственные связи.
-
Состояние связной речи
Основные акценты должны быть расставлены на умении будущего школьника отвечать на вопросы, пересказывать, составлять рассказы по сюжетной картинке, серии картинок.
А также:
Развитие мелкой моторики (пальчиковые игры, лепка, мозаика, аппликационные работы).
Состояние пространственных функций (умение определять «право – лево» в различных условиях, положениях тела, умение узнавать предметы, буквы в разных положениях.
Неврологический статус (определяют специалисты)
Коммуникативные функции (общение с детьми, взрослыми, умение слушать, запоминать и выполнять инструкции).
Состояние игровой деятельности (умение играть самостоятельно, в группах, развитие сюжетной игры, умение придумывать и принимать правила).
Мотивация (наличие желания учиться, узнавать новое).
Развитие элементарных математических навыков (счет в пределах 10, решение элементарных задач).
Развитие процессов внимания, памяти (например, запоминание 7-8 слов, предметов).
Развитие мышления (обобщение «назови одним словом», классификация «распредели на группы», выделение лишнего с объяснением).
Чувство ритма (ребенок отстукивает, отхлопывает заданный ритм).
Если ребенок читает:
Чтение должно быть плавное, послоговое, ребенок понимает прочитанное.
Письмо печатными буквами, нет зеркально написанных букв.
Материал подготовил учитель-логопед МУ "ЦППМСП" Планкова М.Ю.