Чтение сказок одно из универсальных и эффективных методов для развития и коррекции детей с ОВЗ
Сказка – произведение искусства. И как почти каждый вид искусства, сказка становится своего рода психотерапией, потому что
каждый ребенок открывает в ней свое собственное решение
жизненных проблем.
Л.Ф.Обухова Детская (возрастная) психология
Почему важно читать детям сказки?
Книга – это неотъемлемая часть воспитания ребенка.
Родителям хочется, чтобы их дети были любопытными и стремились к знаниям, и достигли бы успеха в жизни. Одним из лучших средств развития во все времена являлись книги.
Книга расширяет представление ребёнка о мире знакомит со всем, что окружает: природой, предметами и т. п. влияет на формирование предпочтений и читательских вкусов ребёнка развивает мышление — как логическое, так и образное расширяет словарный запас, память, воображение и фантазия учит правильно составлять предложения. Дети, которым читают книги родители, эмоционально уравновешены и уверенны в себе.
Принимая во внимание ведущую роль книги в развитии ребёнка, перед родителями стоит задача научить любить книгу. Любовь к книгам начинается с чтения детям сказок. Сказка наиболее любимый и легкий для восприятия (особенно детьми с ОВЗ) литературный жанр.
Сказки многофункциональны: они полезны для детского развития и играют большую роль в обеспечении безопасности малышей в реальной жизни. Дети с удовольствием погружаются в мир любимых героев. Они начинают знакомство деток с человеческими отношениями, дают начальные понятия о добре и зле, подлости и благородстве, дружбе и предательстве. Учат, как вести себя в разнообразных ситуациях, как находить выход – когда на пути возникают препятствия, когда тебя обидели, когда кто-то просит помочь, когда встречаются разные герои. С разными качествами и характерными чертами. Всем детям нравится, когда папа и мама уделяют им внимание, а не постоянно занимаются своими делами.
Дети с ОВЗ имеют определенные особенности восприятия художественного произведения. Такие дети очень чутко воспринимают эмоциональный фон и замысел сказки, характер и взаимоотношения героев, образы добра и зла в сюжете сказки. И задачи коррекции развития личности ребенка с ОВЗ могут быть решены при помощи работы со сказкой.
Серьезные нравоучения родителей малышей утомляют очень быстро и редко достигают своей цели. В то же время воспитание сказкой позволяет преподнести нужную информацию в наиболее доступной, легкой для детского понимания форме. Именно поэтому познавательные, фантастические интересные деткам рассказы, можно считать мощнейшим инструментом их обучения и терапии.
Польза сказок для детей
«Сказка – ложь, да в ней намек,
добрым молодцам урок!»
А.С. Пушкин
Как бы стремительно ни развивалось общество, как бы ни изменялись взгляды на воспитание, ценности и установки, мы не можем представить детство без сказки. Сказка просто необходима для гармоничного развития ребёнка.
Влияние сказок намного шире, они:
-
Учат добру, позволяют понять, чем оно лучше зла. Имеют терапевтический эффект.
-
Дают понимание, что просто так в жизни ничего не дается, достигается все только усилием и трудолюбием. Сказка учит детей с ОВЗ переживать, радоваться, сочувствовать. Рассказывает про правила поведения, про взаимодействие с миром.
-
Побуждает к речевому контакту, развивает речь, фантазию, воображение, нестандартное мышление.
-
Компенсируют недостаток эмоций, помогают расслабиться. У детей с ОВЗ способствует формированию адекватной самооценки.
-
Развивают внимание, учат размышлять.
-
Учат преодолевать трудности.
-
Расширяют словарный запас.
-
Прививают любовь к книгам и чтению.
-
Помогают в подготовке детей с особыми нуждами к жизни и труду и в адаптации к реальной жизни.
-
Учат навыкам общения. Помогают сблизится взрослому и ребенку в любом возрасте, она является прекрасным вариантом совместного досуга.
Лучшее время для чтения сказок
Читать деткам можно в любое время, четких ограничений и рекомендаций для этого попросту не существует. Будут актуальны сказки на утро, днем и вечером, главное, чтобы ребенок был настроен слушать взрослых. Нужно стараться читать сказки ребенку всегда, когда он об этом попросит.
Особенно полезны сказки для сна ребенка. Слушая истории, он забывается, начинает утопать в своих фантазиях. Зная, что рядом с ним близкий человек, сознание малыша успокаивается, его сон становится крепким и спокойным.
Какие сказки лучше читать
Развитие детей сказками можно начинать еще в роддоме, ведь общение мамы с малышом лишним никогда не бывает. В этот период совершенно не имеет значения, какие именно сказки вы будете читать, главное, чтобы ребенок слышал спокойную речь близкого человека.
Когда малыш начнет интересоваться миром вокруг себя, как правило, происходит это в месяца три, можно к кроватке прикрепить специальные книжки, и при его пробуждении показывать картинки и читать про изображенных персонажей коротенькие стишки.
Для детей сказки — это реальный мир вместе со всеми персонажами. А так как детям свойственно подражать, то они стремятся быть похожими на знаменитых героев. Сказка очень близка ребенку эмоционально, по мироощущению, так как ребенок ближе к миру животных. Поэтом детям с ОВЗ проще понимать и адаптироваться к миру через сказку.
Важно читать разные сказки:
Народные сказки складывались веками, и, несмотря на внешнюю простоту, все они имеют глубокий философский, психологический смысл.
Авторские сказки тоже нужны и важны. Авторское произведение – это всегда результат субъективного восприятия жизни и личные взгляды одного конкретного человека, и мама с папой могут их не разделять, или наоборот. Здесь имеет значение, что хотят родители развить, с чем познакомить ребенка с помощью сказки.
Что читать детям разных возрастов:
-
Малышам до года лучше всего подойдут разнообразные потешки, пестушки, стихи, которые будут призывать к разным действиям, играм с разными предметами, осознанию им собственного тела.
-
Деткам, которым уже исполнился годик, лучше всего подойдут простые сказки, например, «Курочка ряба», «Теремок» или «Колобок».
-
Малышам 3 лет можно начинать читать сказки, в которых взаимодействуют люди и животные. Но только их сюжет обязательно должен быть простым предсказуемым и позитивным. Например «Репка», «Маша и медведи», «Соломенный бычок», «Гуси-лебеди».
-
В 4 года дети уже начинают хорошо воспринимать сказки. Для этого возраста подойдут простые «волшебные» сказки, например, «Морозко», «Принцесса на горошине» и др.
-
После 5 лет, деткам можно начинать читать более сложные произведения, в которых присутствуют колдуны и волшебники. Хорошим выбором станут сказки «Двенадцать месяцев», «Дюймовочка», «Русалочка», «Щелкунчик», «Мальчик-с-пальчик» и т.д.
-
Для родителей и детей старшего дошкольного и школьного возраста полезным будет «50 терапевтических сказок и игр от капризов, страхов и агрессии».
-
Через образы положительных героев через сказку девочка усваивает роль хорошей хозяйки и доброй матери, мальчик постигает те мужские задачи, которые возложены на него обществом. «Три богатыря», «Финист ясный сокол».
-
Сказка «разговаривает» с нами особым языком – языком символов и метафор. Лес, полный опасностей – образ взрослой жизни, в которой приходится принимать решения, стоять за себя.
-
Страшные сказки не только можно, но и нужно читать детям. Такие сказки являются своеобразной «прививкой» перед выходом во взрослую жизнь. В реальной жизни людям многое приходится претерпевать, переносить стрессовые ситуации и готовиться встрече с реальными обстоятельствами нужно с детства.
-
Чтобы сказка имела эффект, её нужно не только читать, но и обсуждать героев, их качества, поступки, фантазировать на тему сюжета (что было бы, если бы герой поступил по-другому) и включать изучение лексической тематики.
С детьми с ОВЗ хорошо не только читать и обсуждать сказки, но и акцентировать внимание на изучение лексических тем.
Например:
-
при прочтении произведений о животных писателя В. В. Бианки: «Высокая горка», «Оранжевое горлышко», «Мышонок Пик», «Муравьишка-хвастунишка».
Лексические темы: необходимо закреплять тему «Дикие животные».
-
К.И. Чуковского:«Цыплёнок», «Айболит», «Путаница», «Тараканище», «Телефон», «Краденое солнце», «Мойдодыр», «Муха-цокотуха», «Федорино горе», «Бармалей».
Лексические темы: «Домашние птицы», «Профессии», «Насекомые», «Посуда», «Человек и гигиена».
-
С. Я. Маршак: «Тихая сказка», «Сказка о глупом мышонке», «Сказка об умном мышонке», «Усатый –полосатый», «Курочка Ряба и десять утят», «Пудель», «Кошкин дом», «Человек рассеянный».
Лексические темы: «Животные», «Домашние птицы», «Одежда».
-
С. В. Михалков: «Три поросёнка», «Дядя Стёпа», «Мой щенок», «Котята», «Сашина каша», «Про мимозу».
Лексические темы: «Животные», «Профессии».
-
А. Л. Барто: «Девочка чумазая», «Машенька», «Вовка – добрая душа», «Жадный Егор».
Лексические темы: «Человек и гигиена»
-
В. Г. Сутеев: «Яблоко», «Кто сказал МЯУ?», «Под грибом», «Дядя Миша», «Ёлка», «Палочка-выручалочка», «Что это за птица?», «Мешок яблок».
Лексические темы: «Животные», «Фрукты», «Грибы».
-
В. А. Осеева: «Печенье», «На катке», «Сторож», «Волшебное слово», «Добрая хозяюшка», «Строитель», «Проделки белки», «Мечтатель».
Лексические темы: «Профессии», «Домашние птицы», «Зима».
-
Н. Н. Носов: «Живая шляпа», «Затейники», «На горке», «Огурцы», «Незнайка», «Ступеньки», «Заплатка».
Лексические темы: «Одежда», «Животные», «Овощи», «Зима».
-
В. В. Бианки: «Мышонок Пик», «Сова», «Теремок», «Хитрый лис и умная уточка», «Путешествие муравьишки», «Хвосты», «Кто чем поёт».
Лексические темы: «Животные», «Птицы», «Насекомые».
-
В. П. Катаев: «Цветик - семицветик», «Дудочка и кувшинчик», «Грибы», «Весенний звон», «Ножи», «Пень», «Барабан», «Голубок».
Лексические темы: «Цветы», «Грибы», «Ягоды», «Весна».
Особенно важно для детей с ОВЗ не торопиться в прочтении произведений и сказок, а фиксировать внимание на рассматривании картинок, иллюстраций; проводить беседы с объяснением значения слов, не знакомых для детей, без понимания которых становится непонятным смысл текста и мотивы поступков персонажей.
Материал подготовил педагог-психолог МУ "ЦППМСП" г. Магнитогорска Гусева Е.В.