Муниципальное учреждение
"Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи"
города Магнитогорска.


Главная Об организации Профессиональные объединения
Для школьников Для родителей Для педагогов

Апрель 2024 (21)
Март 2024 (8)
Февраль 2024 (4)
Январь 2024 (14)
Декабрь 2023 (3)
Ноябрь 2023 (6)



Методическая копилка психолога

Особенности правополушарного рисования как арт-терапевтического метода.

На сегодняшний день большое развитие в области практической психологии получил метод арт-терапии (терапии искусством). Уже давно было замечено, что эмоции и чувства человека находят выражение в образах: цвет, форма, художественный и сценический образ. Часто даже по первому взгляду на человека, на его манере одеваться, цветовой гамме, форме причёски, мы можем сделать вывод о его психологических особенностях, предположить, в каком настроении чаще всего он пребывает. Психологи отмечают, что рисование существует в человеке как потребность и наиболее всего это проявляется в детях: ребёнок всегда стремиться к краскам и линиям, ему важно выразить свои чувства через форму и цвет. Позднее, повзрослев, эта потребность перекрывается страхом несоответствия. Взрослый знает как должно быть (начинают действовать стереотипы), уже к средней школе дети перестают рисовать, ссылаясь на то, что не умеют, не получается. Поэтому многие переживания и стрессы уходят вглубь, остаются как некий балласт. Как особое направление в психотерапии арт-терапия занимает с конца XX столетия, начало этому положил психоанализ. Идея З.Фрейда о том, что когда человек рисует и лепит, его «внутреннее Я» проявляется в спонтанной форме. Первая профессиональная организация арт-терапевтов была создана в Британии в 1964 году. В России ассоциацию арт-терапевтов возглавляет А.И. Копытин. Акцент делается на диагностических и проективных методах, интермодальном подходе терапии выразительными искусствами, танцевально-двигательной терапии. Целью арт-терапии является самовыражение, расширение личного опыта, самопознание. Техники арт-терапии хорошо зарекомендовали себя при межличностных и внутриличностных конфликтах, постстрессовых состояниях, психологических травмах, потерях, невротических и психосоматических расстройствах, а также как метод развития креативности, поиска личностных смыслов.

Арт-терапия имеет целый ряд преимуществ:

- как способ разрядки напряжения абсолютно безопасен;

- человеку намного легче выразить внутренние переживания и подсознательные конфликты в виде образа, чем вербально.

- как метод диагностики предоставляет консультанту широкое поле для интерпретации, сам автор тоже может интерпретировать своё творение;

- позволяет работать с тяжёлыми состояниями клиента (утрата, психологическая травма, депрессия и т.д);

- способствует установлению терапевтических взаимоотношений;

- усиливает концентрацию на чувствах;

- развивает художественные способности, повышая тем самым самооценку.

В этой статье я хачу поделиться опытом использования в коррекционной работе методики правополушарного рисования или ППР.

Почему именно рисование? Во-первых, субъективный момент: я люблю творческие техники, имею дополнительную специализацию преподавателя кружка художественной керамики и гончарного искусства, люблю рисовать. Каждый специалист-психолог выбирает свой путь в психотерапии, арт-терапии. Для кого-то это эмоционально-образная терапия, песочная, танцевальная, мне комфортно работать с художественным образом. Идея о том, что именно правое полушарие отвечает за творчество, не больше чем миф. Последние исследования нейрофизиологов показали, что ни один человек из тысячи обследованных не обладал какими-либо более выраженными связями в одном из полушарий. Популярная психология способствовала распространению идеи о «логическом» и «эмоциональном» полушарии, что связно со склонностью людей мыслить полярными категориям (плюс-минус, хорошо-плохо, черное-белое, левое-правое). Чем же всё-таки замечательно правополушарное рисование?

  1. Опыт рисования не имеет значения. В моей практике был случай, когда одна участница мастер-класса перед занятием сказала, что рисовать не только не умеет, а вообще ненавидит. Как же она была удивлена, увидев результат и почувствовав полнейшее удовлетворение.

  2. Быстрый результат. Приёмы рисования в методике ППР позволяют за считанные минуты нарисовать, например, пейзаж. Так же быстро поднимается настроение, хочется рисовать ещё.

  3. Использование разных техник рисования (лист вверх ногами, губкой, пальцами, набрызг, трафареты и т.д) позволяет переключится на спонтанный уровень, снять внутренние ограничения.

  4. Использование музыки для правополушарного рисования и быстрый темп работы не дают возможности логике и рационализму взять верх.

  5. ППР не ставит своей целью обучить рисованию как науке. Здесь не преподают основы рисунка и рисование с натуры. Важно погрузиться в готовый (предложенный) художественный образ и выразить в нем себя. Каждая работа получается совершенно непохожей, личностной.

  6. Если это коллективное рисование, то решается сразу целый комплекс проблем. Снимается страх самовыражения, трудности в общении, формируется рефлексия

Главная ценность ППР состоит в том, что оно уравновешивает психическое состояние человека, повышая его способность к самовыражению. Рисунок, созданный своими руками в благоприятном эмоциональном состоянии становится ресурсом.

Материал подготовил педагог-психолог МУ "ЦППМСП" Азиква А.Р.

14-12-2023, 11:12 / Автор: NosovaLera / Комментариев: 0 /


Главная Контакты Статистика сайта Админ-центр