Особенности правополушарного рисования как арт-терапевтического метода.
На сегодняшний день большое развитие в области практической психологии получил метод арт-терапии (терапии искусством). Уже давно было замечено, что эмоции и чувства человека находят выражение в образах: цвет, форма, художественный и сценический образ. Часто даже по первому взгляду на человека, на его манере одеваться, цветовой гамме, форме причёски, мы можем сделать вывод о его психологических особенностях, предположить, в каком настроении чаще всего он пребывает. Психологи отмечают, что рисование существует в человеке как потребность и наиболее всего это проявляется в детях: ребёнок всегда стремиться к краскам и линиям, ему важно выразить свои чувства через форму и цвет. Позднее, повзрослев, эта потребность перекрывается страхом несоответствия. Взрослый знает как должно быть (начинают действовать стереотипы), уже к средней школе дети перестают рисовать, ссылаясь на то, что не умеют, не получается. Поэтому многие переживания и стрессы уходят вглубь, остаются как некий балласт. Как особое направление в психотерапии арт-терапия занимает с конца XX столетия, начало этому положил психоанализ. Идея З.Фрейда о том, что когда человек рисует и лепит, его «внутреннее Я» проявляется в спонтанной форме. Первая профессиональная организация арт-терапевтов была создана в Британии в 1964 году. В России ассоциацию арт-терапевтов возглавляет А.И. Копытин. Акцент делается на диагностических и проективных методах, интермодальном подходе терапии выразительными искусствами, танцевально-двигательной терапии. Целью арт-терапии является самовыражение, расширение личного опыта, самопознание. Техники арт-терапии хорошо зарекомендовали себя при межличностных и внутриличностных конфликтах, постстрессовых состояниях, психологических травмах, потерях, невротических и психосоматических расстройствах, а также как метод развития креативности, поиска личностных смыслов.
Арт-терапия имеет целый ряд преимуществ:
- как способ разрядки напряжения абсолютно безопасен;
- человеку намного легче выразить внутренние переживания и подсознательные конфликты в виде образа, чем вербально.
- как метод диагностики предоставляет консультанту широкое поле для интерпретации, сам автор тоже может интерпретировать своё творение;
- позволяет работать с тяжёлыми состояниями клиента (утрата, психологическая травма, депрессия и т.д);
- способствует установлению терапевтических взаимоотношений;
- усиливает концентрацию на чувствах;
- развивает художественные способности, повышая тем самым самооценку.
В этой статье я хачу поделиться опытом использования в коррекционной работе методики правополушарного рисования или ППР.
Почему именно рисование? Во-первых, субъективный момент: я люблю творческие техники, имею дополнительную специализацию преподавателя кружка художественной керамики и гончарного искусства, люблю рисовать. Каждый специалист-психолог выбирает свой путь в психотерапии, арт-терапии. Для кого-то это эмоционально-образная терапия, песочная, танцевальная, мне комфортно работать с художественным образом. Идея о том, что именно правое полушарие отвечает за творчество, не больше чем миф. Последние исследования нейрофизиологов показали, что ни один человек из тысячи обследованных не обладал какими-либо более выраженными связями в одном из полушарий. Популярная психология способствовала распространению идеи о «логическом» и «эмоциональном» полушарии, что связно со склонностью людей мыслить полярными категориям (плюс-минус, хорошо-плохо, черное-белое, левое-правое). Чем же всё-таки замечательно правополушарное рисование?
-
Опыт рисования не имеет значения. В моей практике был случай, когда одна участница мастер-класса перед занятием сказала, что рисовать не только не умеет, а вообще ненавидит. Как же она была удивлена, увидев результат и почувствовав полнейшее удовлетворение.
-
Быстрый результат. Приёмы рисования в методике ППР позволяют за считанные минуты нарисовать, например, пейзаж. Так же быстро поднимается настроение, хочется рисовать ещё.
-
Использование разных техник рисования (лист вверх ногами, губкой, пальцами, набрызг, трафареты и т.д) позволяет переключится на спонтанный уровень, снять внутренние ограничения.
-
Использование музыки для правополушарного рисования и быстрый темп работы не дают возможности логике и рационализму взять верх.
-
ППР не ставит своей целью обучить рисованию как науке. Здесь не преподают основы рисунка и рисование с натуры. Важно погрузиться в готовый (предложенный) художественный образ и выразить в нем себя. Каждая работа получается совершенно непохожей, личностной.
-
Если это коллективное рисование, то решается сразу целый комплекс проблем. Снимается страх самовыражения, трудности в общении, формируется рефлексия
Главная ценность ППР состоит в том, что оно уравновешивает психическое состояние человека, повышая его способность к самовыражению. Рисунок, созданный своими руками в благоприятном эмоциональном состоянии становится ресурсом.
Материал подготовил педагог-психолог МУ "ЦППМСП" Азиква А.Р.