Муниципальное учреждение
"Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи"
города Магнитогорска.


Главная Об организации Профессиональные объединения
Для школьников Для родителей Для педагогов

Февраль 2024 (10)
Январь 2024 (19)
Декабрь 2023 (4)
Ноябрь 2023 (6)
Октябрь 2023 (14)
Сентябрь 2023 (7)



Психологу и педагогу о дошкольниках с ЗПР

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Аннотация. Статья посвящена описанию экспериментальной работы по изучению особенностей формирования коммуникативных навыков у детей старшего школьного возраста с задержкой психического развития.

Ключевые слова: задержка психического развития, коммуникативные навыки, отставание в развитии, дети старшего школьного возраста.

 

Задержка психического развития – это синдром временного отставания в развитии психики в целом и отдельных ее составных частей в частности. Замедление скорости реализации потенциальных возможностей организма может выражаться в недостаточных знаниях, ограниченности восприятия мира, незрелости мышления, недостаточном интеллектуальном развитии, преобладании игровой деятельности в жизни ребенка, быстрое насыщение и чрезмерная активность. ЗПР представляет собой особый тип психического развития, в основе которого лежит незрелость отдельных психических и психомоторных функций, а также психики в целом, формирующаяся под влиянием психологических, социальных, наследственных и других факторов. Задержка психического развития означает отставание в развитии психической деятельности ребенка. При этом термин «задержка» одновременно характеризует как временной, так и временный характер в отставании психического развития возрасту, который достаточно успешно поддается коррекции, особенно в случае его раннего обнаружения.

Можно выделить специфические черты детей с умственной отсталостью, отличающие их, с одной стороны, от детей в норме, а с другой – от детей с умственной отсталостью. Ключевая особенность ребенка с задержкой психического развития заключается в неравномерном формировании разных сторон психической деятельности ребенка.

Основной причиной умственной отсталости обычно является минимально выраженное органическое поражение головного мозга, которое может быть врожденным или полученным во внутриутробном, родовом, раннем периодах его жизни. Умственная отсталость возникает в результате ослабления центральной нервной системы различными инфекциями, интоксикациями, нарушениями в эндокринной системе, хроническими соматическими состояниями, травмами головного мозга и др. Большую роль в появлении синдрома умственной отсталости играют конституциональные факторы, органическая недостаточность нервной системы генетического генеза, а также постоянные неблагоприятные условия воспитания. Негативные социальные факторы могут усугублять задержку развития, но они никогда не являются основной и единственной причиной ЗПР.

Т.А. Власов и М.С. Певзнер писал, что практически все дети с умственной отсталостью могут успешно учиться в общеобразовательных школах, но для этого их нужно вовремя заметить и в дальнейшем осуществлять к ним дифференцированный индивидуальный подход [1, с. 49].

Т.Г. Неретина писала, что у детей с задержкой психического развития часто наблюдается медленный тип развития всех познавательных психических процессов: внимания, ощущений, восприятия, воображения, речи и мышления [2, с. 94]. Детям с ЗПР не хватает знаний для освоения программного материала в общеобразовательной школе; они не могут развивать многие навыки и умения без индивидуального подхода. Они не могут освоить чтение, счет и письмо. Кроме того, им сложно соблюдать общепринятые нормы поведения. Все это накладывается на ослабленное состояние их нервной системы. Нередко у детей с задержкой психического развития на протяжении длительного периода обучения игровая мотивация является ведущей; они реализуют себя в образовательном процессе с трудом и в минимальной степени. Умение концентрироваться, переключать внимание, держать в голове суть задачи и работать по образцу развито слабо. Это не позволяет ребенку с задержкой психического развития полноценно осуществлять учебную деятельность: он быстро морально истощается и утомляется. Одни дети с ЗПР могут быть скованными, заторможенными, другие, наоборот, агрессивными, конфликтными, раздражительными, импульсивными.

В рамках эмпирической части исследования нами был проведен эксперимент по изучению уровня сформированности коммуникативных навыков детей старшего школьного возраста с ЗПР. Экспериментальную выборку составили дети старшего школьного возраста с ЗПР – 27 человек, обучающиеся МОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 15» г. Магнитогорска.

Распределение испытуемых осуществлялось с учетом того, чтобы группы были одинаковы по половозрастному составу – соотношение между частями совокупности получилось примерно равным – 14 мальчиков и 13 девочек. Возраст испытуемых– 15-17 лет. Исследованное количество респондентов (выборочная совокупность) достоверно представляет генеральную совокупность детей, т.е. исследованная выборка обладает свойством репрезентативности.

Для определения уровня сформированности коммуникативных навыков у детей старшего школьного возраста и проведения анализа использовались такие диагностики как «14-факторный опросник Р. Кеттелла», «Определение личностно-характерологических акцентуаций» (К. Леонгард), «Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности (Ч.Д. Спилберг, Ю.Л. Ханин), Диагностика мотивационных ориентаций в межличностных коммуникациях (И.Д. Ладанов, В.А. Уразаева), Тест «Оценка уровня общительности» (В.Ф. Ряховский), Диагностика коммуникативного контроля (М. Шнайдер), «Исследование коммуникативно-характерологических тенденций» (Т. Лири). В процессе проведения исследования каждый респондент получал индивидуальный стимульный материал – тексты и бланки опросников (тестов), что упрощало фиксацию ответов и количественную обработку результатов. Инструктаж перед исследованием проводился со всей группой и отвечал основным психодиагностическим требованиям.

Считаем важным отметить, что при работе с испытуемыми возникали некоторые трудности при формировании позитивной мотивации их участия в исследовании – к ним можно отнести сложности этического характера, поскольку дети с недоверием относятся к процедурам психодиагностики и стремятся максимально оградить себя и свою семью от внешнего вмешательства.

Рассматривая особенности формирования коммуникативных навыков у обучающихся старшего школьного возраста с ЗПР, мы пришли к выводу, что в процессе такой работы необходимо учитывать особенности развития таких детей: темп снижен, объем сужен, а также недостаточна точность восприятия, страдают пространственные представления и зрительно-моторная координация, недостаточность зрительной и слуховой памяти. Также необходимо учитывать такие трудности в овладении коммуникативной средой, как возможные дефекты звукопроизношения, несформированность речевой и мыслительной деятельности, слабая мотивация к общению, ослабленная эмпатия, неустойчивость внимания, плохая способность к запоминанию вербального материала, низкая наблюдательность к сути речи собеседника.

Считаем важным подчеркнуть, что коммуникативные навыки обучающихся старшего школьного возраста с ЗПР состоят из многих компонентов, и их формирование требует активного внедрения различных форм сотрудничества и общения в контексте как собственно учебной деятельности, и внеклассной деятельности.

В свободном общении дети старшего школьного возраста с ЗПР в основном используют «примитивный» диалектный дискурс, который, как правило, употребляется в общении с известными людьми, чаще всего в семье. Другие виды дискурса из-за сложности построения предложений либо используются значительно реже, либо не используются вовсе.

Недостаточное развитие коммуникативных навыков обуславливает наличие специфических психологических особенностей в личностном плане, в эмоциональной сфере, в сфере межличностных отношений и в поведении. При этом у них чаще всего формируются тревожно-пугливые и циклотимические типы акцентуаций характера. В отношениях с людьми они авторитарны, эгоистичны и подозрительны. В конфликте они не умеют сотрудничать и предпочитают стратегию избегания.

Дети старшего школьного возраста с ЗПР отличаются высоким уровнем личностной и ситуативной тревожности, неуравновешенностью, негативным эмоциональным фоном, субординацией, «центрированием» на партнере, высоким самоконтролем в общении, склонны к перепадам настроения, преимущественно в сторону «грустного» фона. Для них характерен высокий самоконтроль в общении. Некоторые дети старшего школьного возраста с ЗПР склонны компенсировать коммуникативные трудности в общении за счет проявления авторитаризма, эгоцентризма и подозрительности. Для этой группы подростков характерны и другие психологические особенности: цикличность настроения, зависимость настроения от внутренних факторов, вне зависимости от обстоятельств, стратегия соперничества или избегания в конфликте.

Технология, направленная на коррекцию и развитие коммуникативных навыков, будет эффективной, если при ее разработке будут учитываться психологические и индивидуальные особенности подростков. Данная технология не только оказывает облегчающее воздействие на развитие коммуникативных навыков, но и положительно влияет на психологические особенности личности, что обусловлено наличием коммуникативных трудностей в общении.

Подводя итог, следует сказать, что исследование имеет перспективы, которые связаны с необходимостью разработки специальных технологий, направленных на развитие коммуникативных навыков, с целью развития у них коммуникативных навыков и диалогичности в общении. Работа имеет выраженный прикладной характер, так как выделяет черты личности обучающегося старшего школьного возраста с ЗПР и показывает их взаимосвязь. Проведенное исследование позволит практическим психологам, педагогам, работающим в системе образования, здравоохранения, социальной защиты населения, оказывать всестороннюю помощь подросткам, испытывающим трудности в общении.

Материал подготовил социальный педагог МУ"ЦППМСП" Юрина У.В.

23-01-2024, 11:20 / Автор: NosovaLera / Комментариев: 0 /


Главная Контакты Статистика сайта Админ-центр