Подготовка педагогов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условиях инклюзивного образования.
В настоящее время система образования в России ориентирована на обучение детей с ОВЗ в образовательных учреждениях совместно со здоровыми детьми. Данный процесс обеспечивает доступность образования и его приспособленность для нужд различных детей, в том числе с особыми потребностями. По мнению отечественных педагогов для обучения детей с ОВЗ необходимо создать такую среду, которая будет учитывать индивидуальные особенности ребенка, его потребности и возможности, а также поможет им развиваться и строить свою самостоятельную жизнь.
Практически в любом образовательном учреждении вместе со здоровыми детьми обучаются дети с особыми потребностями, среди которых: 1) детей с ЗПР от 15 до 25%; 2) детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата до 10 – 12%; 3) детей с нарушениями сенсорных систем – 20%. Поэтому одним из главных условий реализации инклюзивного образования является необходимость обеспечения образовательного процесса профессионально подготовленными педагогами и специалистами, обладающими необходимыми педагогическими компетенциями сопровождения данной категории детей. Однако в настоящее время осуществление данного подхода является проблематичным, поскольку в современных образовательных учреждениях педагоги не обладают достаточными знаниями и опытом в работе с детьми с ОВЗ. Педагогический коллектив образовательного учреждения не готов реализовать задачи инклюзивного образования, отсутствуют знания о психологических особенностях работы с детьми данной категории, отсутствуют необходимые умения в работе с данной категорией детей. Инклюзивное образование является принципиально новой системой, где ученики и педагоги работают над общей целью – доступным и качественным образованием для всех без исключения детей, поэтому столь тщательно должны быть разработаны методики и практики подготовки педагогических кадров. Подготовка педагогов к работе в условиях инклюзивного образования должна осуществляться с помощью повышения их квалификации, которое способно существенно дополнить сформированные профессиональные компетенции, обозначить вектор их дальнейшего развития, преодолеть когнитивный диссонанс, вызванный затруднениями работы в условиях инклюзии и содействовать повышению дефектологической грамотности педагогических работников. В рамках инклюзивного образования для личностной и профессиональной подготовки педагогического коллектива общеобразовательного учреждения необходимы: 1) знания педагогов о том, что такое инклюзивное образование, каковы его особенности и в чем его отличие от других форм образования детей с ограниченными возможностями здоровья; 2) знание психологических, личностных и возрастных особенностей развития детей в условиях инклюзивного образования; 3) знание методов проектирования педагогического процесса для грамотного построения психологического и дидактического совместного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, не имеющих особых образовательных потребностей; 4) умение грамотно взаимодействовать со всеми субъектами образовательного процесса. Работники образовательного учреждения, прежде всего, должны быть готовы к созданию благоприятной среды для обучения детей с ОВЗ в массовых школах, а также, быть готовым к самообразованию и профессиональному самосовершенствованию. Выделяют 3 доминирующих компетенции педагогических работников в системе инклюзивного образования: 1) умение находить индивидуальный подход для различных категорий детей с особыми образовательными потребностями; 2) умение организовывать процесс обучения детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования; 3) обладать знаниями о специфике физиологии и психических процессов детей с особыми образовательными потребностями.
Материал подготовил педагог-психолог Ржевская Е.В.