Муниципальное учреждение
"Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи"
города Магнитогорска.


Главная Об организации Профессиональные объединения
Для школьников Для родителей Для педагогов

Март 2024 (17)
Февраль 2024 (5)
Январь 2024 (16)
Декабрь 2023 (3)
Ноябрь 2023 (6)
Октябрь 2023 (13)



Психологический инструментарий

МЕТАФОРИЧЕСКИЕ АССОЦИАТИВНЫЕ КАРТЫ В РАБОТЕ ПСИХОЛОГА С ПОДРОСТКАМИ ПО РАЗВИТИЮ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ

 

«Все человеческое поведение может быть так или иначе представлено на языке аналогий или метафор разного уровня абстрагирования»

 Клу Маданес, семейный терапевт

      

Перемены, происходящие в нашей стране, глубоко затронули духовную сферу жизни общества. Происходит сложный противоречивый процесс переоценки и переосмысления социальных ценностей. Личность, развивающаяся в таких условиях, подвергается угрозе нравственной дезориентации и опасности утраты общечеловеческих ценностей. Помочь школьникам сформировать ясное представление нравственных приоритетов призваны общественные институты: семья, школа, внешкольные учреждения, средства массовой информации. Однако наблюдается дефицит позитивного воздействия на детей и молодёжь семьи и средств массовой информации. На сегодняшний день определяющим в формировании у подрастающего поколения гуманистических идеалов, ценностных ориентаций, становления интеллектуального, культурного и духовно-нравственного потенциала нации является общее среднее образование.

Для подросткового возраста характерно противоречие между острой потребностью в самопознании и неспособностью адекватно реализовать ее, следствием чего является снижение уровня адекватности, устойчивости самооценки, стабильности развития Я - образа. Это объясняет  необходимость психолого-педагогической помощи подросткам в постановке целей и осознании условий для их дальнейшего достижения.

 В деятельности педагога-психолога по оказанию помощи подросткам в развитии ценностных ориентаций и постановки жизненных целей используется индивидуальное консультирование, позволяющее подростку максимально раскрыться, понять свои проблемы и найти внутренние ресурсы для их разрешения, а также  работа в группе социально-психологического тренинга, которая способствует развитию процессов познания других и себя.

На протяжении последних пяти лет в отечественной практической психологии все более популярным психологическим инструментом,        помогающим эффективной работе с детьми и взрослыми, в том числе и по развитию ценностных ориентаций, постановки жизненных целей и самопознания личности являются метафорические ассоциативные карты (МАК) - картинки без закрепленных стойких значений и интерпретаций, которые позволяют в очень сжатые сроки получить необходимый объем информации для качественной работы с клиентом.

  Актуальность использования данных карт в работе психолога связана со стремлением применять экспресс-методы и инструменты индивидуальной и групповой работы с детьми, обладающие высокой степенью экологичности, помогающих эффективно решать как диагностические, так и терапевтические задачи.

   Кроме этого, многие ученые отмечают, что использование этого психологического инструмента предоставляет возможность одновременно работать с эмоциональной, ментальной и телесной сферами клиента, создавая безопасную обстановку взаимодействия и свободного, безоценочного обмена мыслями.

Сегодня метафорические ассоциативные карты успешно используются в психологической консультативной работе не только в России, но и в других странах.

В своей работе с подростками по развитию самопознания с помощью немецких, израильских, украинских, российских, норвежских метафорических наборов (колод) ассоциативных карт мы опираемся на следующие уровни погружения, связанные со стадиями консультативного процесса, выделенные украинскими психологами Г.В. Поповой и Н.Э. Милорадовой: осмысление картинки (идентификация образов); узнавание в образах соответствующих проблем (диссоциированная идентификация проблем); осмысление проблем, их частей, причин, возможных путей разрешения на метафорическом уровне (структурирование и осмысление личных проблем); перенос результата метафорической работы в жизнь (принятие решения на реальном жизненном уровне). Такое решение часто возникает неожиданно (казалось бы, говорили на отвлеченные темы по поводу картинок), воспринимается как магическое послание бессознательного, как озарение – внезапный инсайт. В свою очередь механизмом идентификации выступают ассоциации, которые возникают у подростка при рассматривании картинки.

В своей статье мы предлагаем педагогам-психологам несколько наиболее простых и эффективных в использовании техник в работе с подростками по формированию ценностных ориентаций, целеполаганию и самопознанию.

Техника «Три карты» (8 вариантов).

(Для работы можно использовать любую колоду).

Подростком, задаётся четко-сформулированный вопрос, исходя из проблемы обращения (психолог ориентирует, на формулирование вопроса, но не задает его от лица подростка). В закрытую ребенок достаёт 3 карты и через ассоциации вместе с психологом анализирует каждую карту, находя ответы на свой вопрос.

Варианты работы:

1)1. Прошлое; 2. Настоящее; 3. Будущее.

2)1. Чувства; 2. Идеи; 3. Действия.

3)1. Проблема; 2. Источник проблемы; 3. Выход из проблемы (путь).

4)1. Сущность трудностей; 2. Перспектива решения; 3. Виды решения.

5)1. Сущность ситуации; 2. Действия во вред; 3. Действия на пользу.

6)1. Предпочитаемая цель; 2. Что препятствует её достижению; 3. Что ускорит её приближение.

7)1. Моё положение сейчас; 2. Что будет происходить, если….; 3. Совет – выход.

8)1. Что станет происходить; 2. Как станет происходить; 3. Как поступить.

Техника работы с метафорическими картами "Незаконченные предложения", автор Елена Воробьёва:

"Иногда чувствуешь, что необходимо сфокусироваться на настоящем моменте и проранжировать дела по важности, ценности, срокам, обозначить точку отсчёта, определить координаты, вытащить из сундука спрятанное и забытое, утвердиться в выбранном.

Закрытым способом достаём карты, которые будут продолжением предложения:

Самое трудное сейчас...

Хочу научиться...

Надеюсь на...

Сейчас для меня важнее всего…

Сколько ни стараюсь...

Я хочу…

Моя слабость сейчас в...

В первую очередь мне нужно сделать…

Я хочу закончить...

Думаю, что...

Я хочу поразмышлять...

Хочу назвать то, что свербит и беспокоит...

Думаю, что я достаточно способен, чтобы...

Хочу начать...

Сейчас мне не хватает...

Ищу ключ к...

Моя сила сейчас в...

Я уверен, что у меня достаточно сил и способностей...

и т.д., в общем, что актуально сейчас.

Карты, как всегда, интерпретируются свободно, буквально дословно или образно. То, что мы видим на изображении, может также являться символом, метафорой. Простой и незамысловатый, на первый взгляд, сюжет может подтолкнуть к судьбоносному открытию, а из сложного, насыщенного, "вытащим" что-то одно...

Помните, что с выбранной картой можно не только соглашаться, но и спорить".

Итак, главным инструментом работы с картами являются определенные коммуникативные техники: побуждение «разговора с картой», уточнение, перефразирование, выслушивание, резюмирование, вопросы различного типа в зависимости от стадии погружения в консультативный процесс.

Результаты работы психологов-практиков показывают, что в  консультативном процессе с помощью метафорических ассоциативных карт в работе с подростками достигаются такие эффекты: установление доверия; актуализация переживаний подростка; его самораскрытие; установление контакта с внутренними частями личности; исследование его ценностей и мотивов; обнаружение вытесненного материала; инсайт, рефрейминг, структурирование проблемы; поиск путей решения и ресурсов; обогащение личных смыслов; расширение картины мира; получение метафорической обратной связи.

 Таким образом, в настоящее время метафорические ассоциативные карты являются психологически обоснованным инструментом помощи подросткам и с успехом применяются по развитию их ценностных ориентаций, самопознания и целеполагания.

  

Литература:

  1. Блинова В.Л., Блинова Ю.Л. Психологические основы самопознания и саморазвития: учебно-методическое пособие. – Казань: ТГГПУ, 2009. – 222 с. –с.44.
  2. Кац Г. Е.  Мухаматулина Метафорические карты: Руководство для психолога. – М.: Генезис, 2013. – 160 с.
  3. Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития: Учебное пособие для студентов образовательных учреждений ср. проф. Образования, обучающихся в педагогических училищах и колледжах. – М.: Academia, 2002.
  4. Морозовская Е. Проективные карты в работе психолога: полное руководство / Е.Р.Морозовская. – Одесса, Институт Проективных Карт, 2013. – 128 с.
  5. Попова Г.В. Алгоритмы применения метафорических ассоциативных карт в индивидуальном консультировании / Г.В. Попова, Н.Э. Милорадова // Актуальні напрямки сучасної практичної психології і психотерапії: матеріали міжнародної науково-практичної конференції. — Х.: ХНУВС, 2013. — С. 57-60.
  6. Степанова Л. Метафорические ассоциативные карты: теоретические основания. http://www.b17.ru/article/metaphorical_association_cards_the_new/
  7. Фельдман И.Л. Личностное самопознание будущего специалиста: опыт эмпирического исследования. Монография. -  Тула: изд-во ТулГУ, 2014. –191 с. 

Материал подготовил:  Зинова У.А.,

                                  кандидат психологических наук,

                                  Член-корр. МАПН

14-10-2018, 23:32 / Автор: NosovaLera / Комментариев: 0 /


Главная Контакты Статистика сайта Админ-центр