Муниципальное учреждение
"Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи"
города Магнитогорска.


Главная Об организации Профессиональные объединения
Для школьников Для родителей Для педагогов

Апрель 2024 (16)
Март 2024 (9)
Февраль 2024 (4)
Январь 2024 (14)
Декабрь 2023 (3)
Ноябрь 2023 (6)



Педагогам, работающим с детьми с ОВЗ

«Сопровождение психолого-педагогическим-консилиумом инклюзивного процесса в ОО.

 

Одной ценных и масштабных по своим следствиям перемен, происходящих в современном образовании является активизация процесса интеграции детей с ОВЗ в образовательное учреждение, то есть инклюзивного образования

Апробируются различные модели и формы взаимодействия специального и массового образования, предпринимаются попытки создания адекватных условий для полноценной социальной адаптации и развития детей с ОВЗ.

Сегодня инклюзивный процесс в образовании понимается как специально организованный образовательный процесс, обеспечивающий включение и принятие ребенка с ограниченными возможностями здоровья в среду обычных сверстников в общеобразовательном учреждении, обучение по адаптированным или индивидуальным образовательным программам с учетом его особых образовательных потребностей.

Инклюзивная система сегодня остается новаторским явлением. Внедрение и распространение инклюзии на территории РФ - процесс длительный и постепенный.

Учитывая территориальную протяженность РВ, экономические, кадровые показатели, инклюзивный процесс не может быть стремительным и динамичным. Коррекционное (специальное) образование должно продолжать функционировать, как отдельная, параллельная массовому образованию система, специализированные учреждения не должны упраздняться.

 

 На сегодняшний день инклюзивное образование на территории РФ регулируется нормативно-правовыми документами:

-Конституцией РФ;

-федеральным законом «Об образовании»;

-федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также Конвенцией о правах ребенка и Протоколом №1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. 
    В 2008 году Россия подписала Конвенцию ООН «О правах инвалидов». В ст.24 Конвенции говорится том, что в целях реализации права на образование государства-участники должны обеспечить инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни человека. 

Принципы инклюзивного образования:

● ценность человека не зависит от его способностей и достижений;

● каждый человек способен чувствовать и думать;

● каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;

● все люди нуждаются друг в друге;

● подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;

● все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;

● для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;

● разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Главное в инклюзивном образовании ребенка с ограниченными возможностями здоровья — получение образовательного и социального опыта вместе со сверстниками.

Основной критерий эффективности инклюзивного образования — успешность социализации, введение в культуру, развитие социального опыта детей с ОВЗ.

Статистика развития инклюзивой практики:

В России:

  • Готовность российских школ к инклюзивному образованию (наличие безбарьерной среды, специального питания и др.)

2015 год – 2% 2020 год - 8 %

(данные мониторинга 1191 школ в 43 российских регионов, 2020 г)

  • Численность детей с ОВЗ, обучающихся в общеобразовательных ОО выросло на 17,3 % (по сравнению с 2013 г).

(данные итоговой коллегии Минпросвещения, 2020 г)

2020-21 учебный год).

В г. Магнитогорске:

  • Количество детей, обучающихся по инклюзивным программам – 185 чел.

  • ОО, работающие реализующие инклюзивные формы обучения: 1,3,7,10,12,14,20,21,28,31,32,39,40,42,47,55, 66, 67 (в выделенных школах, обучающихся более 10 чел).

7,8,9 классы – 113 чел.

Одним из организационно - педагогических условий реализации инклюзивного образования является психолого-педагогический консилиум образовательного учреждения – ППк, который призван сопровождать инклюзивный процесс, реализуемый образовательным учреждением.

Психолого-педагогический консилиум - это постоянно действующий, объединенный общими целями, скоординированный коллектив специалистов, реализующий психолого - педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ в соответствии с индивидуальной образовательной программой, а также осуществляющий сопровождение всех субъектов инклюзивной образовательной среды.

В фокусе деятельности ППк - 5 субъектов инклюзивного процесса в ОО

Это:

1.Обучающийся с ОВЗ, нуждающийся в специальных условиях реализации индивидуального образовательного маршрута.

2. Другие обучающиеся данного класса или группы.

3. Родители обучающегося с ОВЗ.

4. Родители других детей класса.

5.Педагогический коллектив, реализующий образовательно-воспитательный процесс.

Основные задачи ППк в процессе сопровождения инклюзивной практики:

1.Определение тактики, технологий и способов реализации индивидуального образовательного маршрута (на основании диагностики и рекомендаций ПМПК);

2. Реализация и динамическая оценка эффективности предпринимаемых мероприятий в первую очередь по отношению к процессам социальной и образовательной адаптации ребенка, его истинному включению в среду сверстников и детское сообщество в целом;

3. Изменение образовательной траектории включенного ребенка в самом ОО (при согласии родителей) (например, изменение соотношения индивидуальных и групповых форм работы с ребенком, время пребывания ребенка в среде обычных сверстников и т. п.).

4. Выявление детей, не проходивших ПМПК и не имеющих статуса «включенный», но, не менее нуждающихся в

специальных образовательных условиях и помощи со стороны различных специалистов для успешной адаптации ребенка и его обучения

5. Координация взаимодействия специалистов по оказанию дополнительной специализированной помощи детям. (принцип междисциплинарности и скоординированного характера деятельности);

6.Организация взаимодействия с семьей как субъектом инклюзивного образовательного процесса.

7.Организация преемственности инклюзивного образования: помощь при выборе ОО при переходе ребенка на следующую ступень образования.

 

Структурные подразделения ОО, реализующие инклюзивную практику:

(уровень ДОУ)

Консультационный пункт в ОО, реализующих общеобразовательные программы ДО для родителей (законных представителей) детей от1 года до 7 лет, не посещающих ДОУ.

Цель-обеспечение единства и преемственности семейного и общественного воспитания, оказание психолого-педагогической помощи родителям (ЗП), поддержка всестороннего развития личности детей, не посещающих ДОУ.

Служба ранней помощи - структурное подразделение государственного ОО для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Реализует программу обучения и воспитания детей в возрасте от 2 месяцев до 4 лет. Цель службы - психолого-педагогическая и социальная поддержка семьи ребенка с ОВЗ, не посещающего ДОУ.

Леготека - структурное подразделение государственного ОО, реализующего общеобразовательную программу ДО. Организуются для детей, которые не могут посещать ОО по состоянию здоровья и развития и нуждаются в оказании психолого-педагогической и медико-социальной помощи.

Цель деятельности-обеспечения психолого-педагогического сопровождения детей ОВЗ в возрасте от 2 месяцев до 7 лет для социализации, формирования предпосылок учебной деятельности, развития личности и оказание психолого-педагогической помощи родителям (ЗП).

Леготека - первая ступень социализации ребенка, в последствии ребенок может быть переведен в инклюзивную группу или класс.

Группа «Особый ребенок» создается для детей-инвалидов в возрасте от 3 месяцев до 7 лет с целью оказания им психолого-медико-педагогической помощи, социальной адаптации, содействие родителям в организации воспитания и обучения детей.

Инклюзивная группа ДОУ (группа комбинированной направленности) организуется для совместного воспитания и образования здоровых детей и детей с ОВЗ. Комплектование группы осуществляется в соответствии с «Типовым положением

о дошкольном образовательном учреждением»

 

Уровень ОО

Инклюзивный класс

 

Ресурсный класс — образовательная модель, в которой скомбинировано инклюзивное и индивидуальное обучение. Организуется на базе общеобразовательной школы.

По стране таких классов не более 100 (Москва, С-П, Казань,Сочи, Ростов на Дону). Около 2-х лет работает такой класс в Челябинске. В январе 2022 года такой класс откроется в Магнитогорске на безе школы № 20.

 

Проведение в жизнь идеи инклюзии, изменение образовательной практики в соответствии с принципами инклюзии – задача сложная. Идея включения требует от нас не только «включить», но и «включить-ся» в процесс взаимодействия с другими, научиться быть открытыми для общения, видеть необходимость своих изменений, уметь принять особенности и отличия других людей.

Материал подготовил учитель-дефек6толог Чабан Л.В.

Сентябрь 2021 года.

5-10-2021, 16:55 / Автор: NosovaLera / Комментариев: 0 /


Главная Контакты Статистика сайта Админ-центр