«Сопровождение психолого-педагогическим-консилиумом инклюзивного процесса в ОО.
Одной ценных и масштабных по своим следствиям перемен, происходящих в современном образовании является активизация процесса интеграции детей с ОВЗ в образовательное учреждение, то есть инклюзивного образования
Апробируются различные модели и формы взаимодействия специального и массового образования, предпринимаются попытки создания адекватных условий для полноценной социальной адаптации и развития детей с ОВЗ.
Сегодня инклюзивный процесс в образовании понимается как специально организованный образовательный процесс, обеспечивающий включение и принятие ребенка с ограниченными возможностями здоровья в среду обычных сверстников в общеобразовательном учреждении, обучение по адаптированным или индивидуальным образовательным программам с учетом его особых образовательных потребностей.
Инклюзивная система сегодня остается новаторским явлением. Внедрение и распространение инклюзии на территории РФ - процесс длительный и постепенный.
Учитывая территориальную протяженность РВ, экономические, кадровые показатели, инклюзивный процесс не может быть стремительным и динамичным. Коррекционное (специальное) образование должно продолжать функционировать, как отдельная, параллельная массовому образованию система, специализированные учреждения не должны упраздняться.
На сегодняшний день инклюзивное образование на территории РФ регулируется нормативно-правовыми документами:
-Конституцией РФ;
-федеральным законом «Об образовании»;
-федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также Конвенцией о правах ребенка и Протоколом №1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
В 2008 году Россия подписала Конвенцию ООН «О правах инвалидов». В ст.24 Конвенции говорится том, что в целях реализации права на образование государства-участники должны обеспечить инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни человека.
Принципы инклюзивного образования:
● ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
● каждый человек способен чувствовать и думать;
● каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
● все люди нуждаются друг в друге;
● подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
● все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
● для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
● разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Главное в инклюзивном образовании ребенка с ограниченными возможностями здоровья — получение образовательного и социального опыта вместе со сверстниками.
Основной критерий эффективности инклюзивного образования — успешность социализации, введение в культуру, развитие социального опыта детей с ОВЗ.
Статистика развития инклюзивой практики:
В России:
-
Готовность российских школ к инклюзивному образованию (наличие безбарьерной среды, специального питания и др.)
2015 год – 2% 2020 год - 8 %
(данные мониторинга 1191 школ в 43 российских регионов, 2020 г)
-
Численность детей с ОВЗ, обучающихся в общеобразовательных ОО выросло на 17,3 % (по сравнению с 2013 г).
(данные итоговой коллегии Минпросвещения, 2020 г)
2020-21 учебный год).
В г. Магнитогорске:
-
Количество детей, обучающихся по инклюзивным программам – 185 чел.
-
ОО, работающие реализующие инклюзивные формы обучения: 1,3,7,10,12,14,20,21,28,31,32,39,40,42,47,55, 66, 67 (в выделенных школах, обучающихся более 10 чел).
7,8,9 классы – 113 чел.
Одним из организационно - педагогических условий реализации инклюзивного образования является психолого-педагогический консилиум образовательного учреждения – ППк, который призван сопровождать инклюзивный процесс, реализуемый образовательным учреждением.
Психолого-педагогический консилиум - это постоянно действующий, объединенный общими целями, скоординированный коллектив специалистов, реализующий психолого - педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ в соответствии с индивидуальной образовательной программой, а также осуществляющий сопровождение всех субъектов инклюзивной образовательной среды.
В фокусе деятельности ППк - 5 субъектов инклюзивного процесса в ОО
Это:
1.Обучающийся с ОВЗ, нуждающийся в специальных условиях реализации индивидуального образовательного маршрута.
2. Другие обучающиеся данного класса или группы.
3. Родители обучающегося с ОВЗ.
4. Родители других детей класса.
5.Педагогический коллектив, реализующий образовательно-воспитательный процесс.
Основные задачи ППк в процессе сопровождения инклюзивной практики:
1.Определение тактики, технологий и способов реализации индивидуального образовательного маршрута (на основании диагностики и рекомендаций ПМПК);
2. Реализация и динамическая оценка эффективности предпринимаемых мероприятий в первую очередь по отношению к процессам социальной и образовательной адаптации ребенка, его истинному включению в среду сверстников и детское сообщество в целом;
3. Изменение образовательной траектории включенного ребенка в самом ОО (при согласии родителей) (например, изменение соотношения индивидуальных и групповых форм работы с ребенком, время пребывания ребенка в среде обычных сверстников и т. п.).
4. Выявление детей, не проходивших ПМПК и не имеющих статуса «включенный», но, не менее нуждающихся в
специальных образовательных условиях и помощи со стороны различных специалистов для успешной адаптации ребенка и его обучения
5. Координация взаимодействия специалистов по оказанию дополнительной специализированной помощи детям. (принцип междисциплинарности и скоординированного характера деятельности);
6.Организация взаимодействия с семьей как субъектом инклюзивного образовательного процесса.
7.Организация преемственности инклюзивного образования: помощь при выборе ОО при переходе ребенка на следующую ступень образования.
Структурные подразделения ОО, реализующие инклюзивную практику:
(уровень ДОУ)
Консультационный пункт в ОО, реализующих общеобразовательные программы ДО для родителей (законных представителей) детей от1 года до 7 лет, не посещающих ДОУ.
Цель-обеспечение единства и преемственности семейного и общественного воспитания, оказание психолого-педагогической помощи родителям (ЗП), поддержка всестороннего развития личности детей, не посещающих ДОУ.
Служба ранней помощи - структурное подразделение государственного ОО для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Реализует программу обучения и воспитания детей в возрасте от 2 месяцев до 4 лет. Цель службы - психолого-педагогическая и социальная поддержка семьи ребенка с ОВЗ, не посещающего ДОУ.
Леготека - структурное подразделение государственного ОО, реализующего общеобразовательную программу ДО. Организуются для детей, которые не могут посещать ОО по состоянию здоровья и развития и нуждаются в оказании психолого-педагогической и медико-социальной помощи.
Цель деятельности-обеспечения психолого-педагогического сопровождения детей ОВЗ в возрасте от 2 месяцев до 7 лет для социализации, формирования предпосылок учебной деятельности, развития личности и оказание психолого-педагогической помощи родителям (ЗП).
Леготека - первая ступень социализации ребенка, в последствии ребенок может быть переведен в инклюзивную группу или класс.
Группа «Особый ребенок» создается для детей-инвалидов в возрасте от 3 месяцев до 7 лет с целью оказания им психолого-медико-педагогической помощи, социальной адаптации, содействие родителям в организации воспитания и обучения детей.
Инклюзивная группа ДОУ (группа комбинированной направленности) организуется для совместного воспитания и образования здоровых детей и детей с ОВЗ. Комплектование группы осуществляется в соответствии с «Типовым положением
о дошкольном образовательном учреждением»
Уровень ОО
Инклюзивный класс
Ресурсный класс — образовательная модель, в которой скомбинировано инклюзивное и индивидуальное обучение. Организуется на базе общеобразовательной школы.
По стране таких классов не более 100 (Москва, С-П, Казань,Сочи, Ростов на Дону). Около 2-х лет работает такой класс в Челябинске. В январе 2022 года такой класс откроется в Магнитогорске на безе школы № 20.
Проведение в жизнь идеи инклюзии, изменение образовательной практики в соответствии с принципами инклюзии – задача сложная. Идея включения требует от нас не только «включить», но и «включить-ся» в процесс взаимодействия с другими, научиться быть открытыми для общения, видеть необходимость своих изменений, уметь принять особенности и отличия других людей.
Материал подготовил учитель-дефек6толог Чабан Л.В.
Сентябрь 2021 года.