Муниципальное учреждение
"Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи"
города Магнитогорска.


Главная Об организации Профессиональные объединения
Для школьников Для родителей Для педагогов

Март 2024 (17)
Февраль 2024 (5)
Январь 2024 (16)
Декабрь 2023 (3)
Ноябрь 2023 (6)
Октябрь 2023 (13)



Родителям ребёнка с ОВЗ

Особенности речи глухих и слабослышащих. 

Ограниченное понимание речи — один из наиболее заметных и массивных симптомов. Экспрессивная речь характеризуется следующими особенностями: запас слов ограничен, отличается диффузностью, расширенностью и неточностью их значений.

В грамматическом строе отмечаются более или менее грубые нарушения (от однословного предложения до развернутой фразы, с ошибками в падежныхсогласованиях, в употреблении предлогов).

В произношении слов имеется много искажений в структуре слова: интересно, что обычно сохраняется контур слов или хотя бы ударный слог, как наиболее слышимый, на этом основании могут смешиваться слова фонетически сходные.

Характер звукопроизношения слабослышащих лиц будет следующим:

1) смешение звонких и глухих при явлениях озвончения глухих согласных;

2) сигматизмы (в основном призубный и боковой), длительно удерживающиеся замены шипящих свистящими и смешение свистящих и шипящих; неправильное произнесение соноров «р» и «л»;

3) недостатки смягчения;

4) позднее формирование аффрикат;

5) выпадение при стечении согласных одной из согласных.

Голос слабослышащего обычно глухой, интонация малоразвита и невыразительна. Недостаточность своей речи он дополняет жестикуляцией.

Часто глухой ребенок поступает в школу вообще не имея речи как таковой или незначительный запас простых слов и навыков речи.

Основной особенностью устной речи глухого ребенка является неправомерно широкое значение слова. Так, например, слово «дом» используется для названия беседки, крыльца, ворот, любого здания.происходит смысловая замена одних слов другими. Все случаи смысловой замены одного слова другим, условно можно разделить на следующие группы:

1 группа: Употребление характера признака вместо предмета [Я ходил гости борода] // дедушка, вместо «Я ходил в гости к дедушке».  [Мне подарили рисовать]// карандаш, вместо «Мне подарили карандаш» и др.

2 группа: Название другого предмета ситуативно связанного с данным [Мама аптека] // заболела, вместо «Мама заболела». [Папа купил смотреть] // телевизор, вместо «Папа купил телевизор» и др.

  • группа: Название предмета сходного по назначению [кастрюля // вместо сковорода], [карандаш // вместо фломастера] и т.д.
  • Название предмета внешне сходного с данным [полка // вместо кочерга, вилка // вместо вилы] и др.
  • Название предмета вместо действия (самая частая замена) [стул // садиться, песня // петь, краски // рисовать, уши // слушать]. [С Олей мы игрушки // вместо играли].

Часто дети неверно употребляют слова схожие по звуковому составу и акустическими признаками [Молоко - молоток], [Крыша - крыса], [Миска - Мишка].

Своеобразие развития речи глухого ребенка характеризуется так же следующими особенностями: смещением аффиксов, неправильным согласованием слов, неверным употреблением предлогов.

Ошибки смещения аффиксов достаточно разнообразны, но преобладающими являются следующие:

  1. Приставки а) Замена одной приставки другой [«Светлана Васильевна доказала нам цветы // гербарий»] вместо [«Светлана Васильевна показала ...»] [«Мальчик уплыл»], вместо [«Мальчик поплыл»] и др.

б) Опущение приставок [«Мы держали победу» // вместо отдержали], [«Ежик испугался и бежал» // вместо побежал], [«Мне дарили мяч»// вместо подарили].

 в) Лишнее вставление приставок [«Посядь рядом»// сядь], [«Поправерьте домашнюю работу» // проверьте], [«Помогите врисовать» // нарисовать] и др.

Часто встречаются суффиксальные ошибки в основном это лишнее вставление [«Он не внимательно слушал» // внимательно], [«Дима аккуратенен // аккуратен»].

Замечено также, что в своей речи глухие дети редко употребляют предлоги, часто пропускают или избегают их: [«Играл мячик», «Ходил зоопарк», «,Положи парту» // на, «Садись мне // рядом со мной»], но есть случаи лишних вставок предлогов. [«Он в куда-то ушел», «Пойдем на гулять»]. Что дети легче оперируются с предлогами «на»,  «в», «рядом с», вызывают затруднения «у», «за», «возле», предлог «над» путают с «на».

Помимо этого, в грамматическом строе преобладают следующие ошибки:

  1. Неправильное согласование слов [«Мы игрались в мячик»], [«Вечером я смотрелась кино»] и др.
  2. Неверное построение предложений.

Предъявленные картины.

Составленные предложения

Девочка дает сено козе.

Зина дала козу трава

Девочка дала козе зеленый

Для вкусно коза

Книга лежит в парте

Парта лежит книгу

Парта лежит в книгу

Книга парта спать

Девочка моет тарелку

Девочка чашка чисто

Девочка стирать тарелка

Буль – буль тарелка Оля

Мальчик дает морковь кролику

Мальчик кролик на моркови

Мальчик зайка амам

На почве нарушений устной речи обычно возникают и нарушения письменной речи и ее грамматического строя. Это проявляется в форме различныхдисграфий и аграмматизма.

При дисграфии буквенный состав слова искажается. Отдельные буквы пропускаются, заменяются, переставляются.

Эти недостатки связаны не только с плохим слухом и фонематическим анализом, но и с нарушениями зрительных или двигательных ощущений и восприятия. Аграмматизмы же проявляются в нарушении грамматических связей слов в предложении – согласования, управления, примыкания (примеры описаны выше).отмечаются так же трудности и в понимании письменной речи глухими детьми. Глухие дети испытывают большие трудности в понимании самого простого текста. В тексте им доступно лишь понимание буквального значения слова, фразы, при специальной работе могут понять смысл фразы, отрывка. Понимание основного смысла читаемого без помощи учителя не доступно

Особенности  речи глухих детей

  1. Малый словарный запас.
  2. Ограниченное понимание речи.
  3. Диффузность, расширенность, неточность в употреблении значений слов.
  4. Нарушение грамматического строя языка.
  5. Смазанность артикуляции, преобладание антропофонических и фонологических дефектов речи.
  6. Слабая модулированность голоса, интонация малоразвита и невыразительна.
  7. Преобладание жестикуляции.
  8. Упорные смешения звонких и глухих, шипящих и свистящих твердых и мягких.
  9. Ошибочное употребление слов, близких по ситуации или звучанию.
  10. Неправильное произношение соноров, недостатки смягчений, сигматизмы.
  11. Смешение аффиксов.
  12. Аграмматизмы.
  13. Дисграфии, т.е. глухота влечет за собой нарушение всех сторон речи,  как устной, так и письменной.

При этом, чем тяжелее структура дефекта, тем более ярче выражены все недостатки речи. С возрастом нарушения исправляются. В старших классах речь заметно улучшается.

Консультация для родителей и педагогов составлена

учителем-дефектологом Бойко Т.И.

 

 

4-11-2015, 19:51 / Автор: NosovaLera / Комментариев: 0 /


Главная Контакты Статистика сайта Админ-центр